Малайзия не получила "полноценный доступ и особые льготы" при расследовании причин крушения Boeing 777 на Украине, которое проводилось Нидерландами. Об этом заявил заместитель министра транспорта страны Абдул Азиз Каправи, сообщает ТАСС.
В частности, замминистра прокомментировал некоторые моменты опубликованного Советом по безопасности Нидерландов (СБН) 13 октября документа, в которых утверждается, что Куала-Лумпур не оказывал полноценную поддержку следствию на начальном этапе. По словам Абдула Азиза Каправи, сотрудники управления гражданской авиации "не являлись полноценными членами расследования, в отличие от других участников, малайзийским представителям был предоставлен лишь ограниченный допуск".
"Самолет принадлежал Малайзии, как могло случиться, что нам не дали полный доступ", - задался вопросом замминистра. И совершенно справедливо.
По правилам ИКАО, расследование причин авиакатастрофы должно проводить государство, в котором произошло данное событие. Это Украина. Расследование могут проводить малайзийцы, потому что самолет принадлежал малайзийской авиакомпании и был зарегистрирован в Малайзии. В расследовании могут участвовать производители техники. Это американская фирма Boeing и английские производители двигателей.
Но, как подчеркивают российские и международные эксперты, ни в одном документе ИКАО не прописано положение о том, что проводить расследование будет государство, чьих пассажиров на борту было больше. То есть в самом начале делегирование Нидерландам этих полномочий по проведению расследования было серьезным отступлением от духа и буквы требований ИКАО.
Заместитель министра транспорта Малайзии также подчеркнул, что "представители Малайзии не могли осматривать лайнер, не приглашались на определенные встречи". Кроме того, чиновник отверг утверждения, что представители компании Malaysia Airlines ("Малайзийские авиалинии") препятствовали следователям встречаться с сотрудниками авиаперевозчика.
Как заявил ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, подготовленный нидерландскими специалистами итоговый доклад о расследовании крушения лайнера вызвал у России множество вопросов, на которые нет ответа. А, по словам заместителя руководителя Росавиации Олега Сторчевого, уровень нелогичности в отчете зашкаливает. Складывается впечатление, что вместо последовательного анализа объективных данных комиссия занималась сбором доказательств под заранее выдуманную версию.
Сергей Мельниченко, член Всемирного фонда безопасности полетов, генеральный директор МКАА "Безопасность полетов":
- Следователи построили свою работу так, чтобы ответить на два основных вопроса: причины падения самолета и действия Украины по регулированию своего воздушного пространства. Те, кто руководил расследованием, установили приоритеты именно в таком порядке. Их не смущает, что нарушаются причинно-следственные связи. Ведь если бы государство, не обеспечившее в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации безопасность своего воздушного пространства, все-таки закрыло его на всех высотах, где проходят полеты гражданских воздушных судов, то не было бы рокового пуска. Не было бы жертв. Не было бы голословных обвинений назначенных "козлами отпущения" и санкций против них. Не было бы политизированного расследования.