Уральские ученые рассказали, почему интернет вреден для детей

Сегодня можно успокоить практически любого раскапризничавшегося малыша, просто дав ему в руки телефон. Ребятня, облепившая планшет, не шумит, не носится, не разбрасывает игрушки. О пользе и вреде Интернета и компьютеров для физического, психического и социального здоровья детей шла речь на первом родительском конгрессе IT-Generation, завершившемся в Екатеринбурге.

Один из участников форума, детский психолог и нейропсихолог Ольга Хвалько, категорически против компьютерных игр до 7-8-летнего возраста:

- Когда ребенок проводит много времени с гаджетами, происходит обеднение двигательной сферы, не развивается мелкая моторика, а это тормозит все процессы - "компьютерные дети" позже начинают говорить, не любят рисовать, не могут научиться писать. В дошкольном возрасте мозг учится анализировать данные от всех органов чувств, а если информации недостаточно, жизненный опыт не накапливается. И, конечно, в подвижной ролевой игре дети вынуждены следовать правилам группы, искать пути решения конфликтов, что учит самодисциплине и коммуникации, - пояснила психолог.

Что же дальше, после того как ребенок пошел в первый класс? На этом этапе стоит помнить, что формирование навыка чтения происходит до 12 лет. Не единожды ученые доказывали: чтение бумажных книг разительно отличается от компьютерного чтения. В последнем случае человек, просматривая страницу, как бы рисует глазами букву F: первые строки пробегает до конца, следующие только до середины, а дальше - лишь отдельные слова. Если такой сканирующий, беглый стиль чтения сформируется раньше традиционного, когда проговаривается каждое слово, то переучиться потом практически невозможно. А это чревато тем, что ребенок сможет улавливать общий смысл текста, но на детали не обратит внимание. Учить стихи, например, ему будет очень сложно. Любопытно, что эффект компьютерного чтения распространяется и на электронные книги, и на электронные учебники.

Предположим, ребенку стукнуло 12 лет и он научился правильно читать. Но и тут нейропсихолог не советует дарить чаду планшет с десятком игр - морфологическое формирование лобных долей мозга, отвечающих за волю и самоконтроль, заканчивается лишь к 14 годам.

- Так заложено природой. В то же время я отлично понимаю, что со школьников уже в первом классе требуют презентации и доклады, которые сложно делать без компьютера. Поэтому знакомство с гаджетами с образовательной точки зрения я поддерживаю, но игры все же советую ограничить - зависимости в этом возрасте образуются очень быстро, - говорит Ольга Хвалько.

В любом случае стоит предусмотреть альтернативу: невозможно долго сидеть в Сети, если у тебя спортивные секции, творческие кружки, дружная компания во дворе. Если же ребенок пытается шантажировать вас тем, что у всех в классе уже есть планшеты, а он как белая ворона, нужно понимать, что, подарив ему мобильное устройство, вы только усугубите отсутствие коммуникации. Ведь проблема "белой вороны" - это вопрос самооценки, его могут решить родители, но никак не гаджеты.

Зачем же детям нужны компьютеры и Всемирная паутина? По данным Левада-центра за прошлый год, 80 процентов подростков в возрасте от 9 до 16 лет просто-напросто общаются с помощью гаджетов, 76 процентов просматривают в Интернете медиа-контент: фотки, ролики, фильмы, 49 процентов используют Сеть для выполнения домашних заданий. И если первая часть статистики не вызывает сомнений, то дальнейшее наводит на мысль, что тинейджеры начали лукавить: увлекаются компьютерными играми только 30 процентов, ищут возможность заработать - 3 процента.

- Я не встречала ни одного школьника, который бы пользовался компьютером, но не играл бы в "игрушки", - считает интернет-аналитик Полина Бынова. - Скорее всего, отвечая на вопросы, ребята умолчали о том, что им не разрешают делать родители. Но в большинстве случаев наши дети лучше, чем мы о них думаем, и даже болтовня в соцсетях бывает полезной. Недавно наблюдала за дочерью: друзья прислали ей клип на английском языке, она посмотрела раз, два, три… потом открыла переводчик и не успокоилась, пока не поняла, о чем говорят герои.

Мало того, Иван Бибилов, куратор академических программ Яндекса в Екатеринбурге, уверен, что и в играх нет ничего плохого. Например, командные виртуальные стратегии развивают мозг куда лучше шахмат, ведь одновременно в голове приходится держать массу переменных - персонажи своей команды, противники, у каждого особые умения, артефакты, меняющие характеристики игроков... А если за героев твоего "войска" играют геймеры из разных стран, с ними еще нужно найти общий язык, чтобы выбрать тактику!

К слову, Иван Бибилов провел собственное исследование, где на основе открытых данных "вконтакте" сравнил учеников элитных и обычных школ Екатеринбурга (из этических соображений номера учебных заведений Иван не назвал). Оказалось, что у лицеистов и гимназистов гораздо чаще всплывают "образовательные" запросы на темы языков, книг, программирования, физики… Можно, конечно, долго дискутировать, почему так происходит: в элитных школах больше творческих заданий, заставляющих ребят обращаться к Интернету, или эти подростки сами по себе любознательнее сверстников из нестатусных учреждений? Но вот еще интересный момент: друзей в соцсетях у первых примерно на треть больше, чем у школьников обычных школ. Этот факт домашними заданиями уже не объяснишь.

В любом случае Всемирная паутина дает огромные возможности для самообразования и развития творческих способностей: с помощью Интернета можно не только написать "пятерочный" доклад о полезных ископаемых и исторических личностях, но и искать новые планеты, учиться игре на музыкальных инструментах. Главное, по мнению экспертов, - не становиться заложником пары-тройки стандартных сайтов, на которые заходишь каждый день. И особенно важно, чтобы "серфинг" в Сети не вредил здоровью, как физическому, так и психологическому.

Физкультуру сдают рефератом

Учеба с помощью Интернета - особая тема. Уверена, современным школьникам сложно объяснить, зачем для подготовки сообщения на заданную тему отправляться в библиотеку. Но можно пойти еще дальше - есть в столице Среднего Урала ребята, которым непонятно, зачем вообще ходить в школу, если можно учиться в Сети.

Решение перевести сыновей на интернет-образование для екатеринбурженки Елены Кормильцевой было взвешенным и очень хорошо обдуманным. Последние полтора года ее мальчишки - Лука и Тимофей - учатся в новосибирской школе, при этом физически ни на одном уроке в этом учебном заведении не присутствовали.

- Началось с того, что у парней стала исчезать мотивация к учебе: долгие сборы, долгая дорога в гимназию, строгий график, катастрофически не хватало времени на кружки, спорт и даже уроки… Тогда мы заключили договор об экстерн-обучении: ребята получают задания, встречаются на онлайн-консультациях с учителями, выполняют все контрольные, под присмотром веб-камеры сдают экзамены. Годичный курс для старшего стоит 20 тысяч рублей, для младшего - 17. Это нисколько не больше, чем я бы потратила на форму, ранцы, сменку, канцелярские принадлежности и классные сборы в обычной школе, - рассказывает Елена Кормильцева.

Прикладные дисциплины - физкультуру, изо, музыку и технологию - школьники сдают рефератами. Сами выбирают график занятий. Например, недавно Лука годовую программу по математике прошел за месяц - теперь будет заниматься другими предметами. Освободилось время для всех интересующих ребят секций: мальчики ходят на шахматы, батут, в юннатский кружок, а младший еще и в художественную школу. Мамин контроль, конечно, тоже необходим - в конце концов, детей нужно отрывать от компьютеров, чтобы вовремя покормить. Нужно сказать, что ни Лука, ни Тимофей обратно в обычную школу не хотят - для них это главный стимул, чтобы не лениться на онлайн-обучении. Да, выпускного в таком случае скорее всего не будет, но в итоге мальчики получат стандартный аттестат. Только школа в нем будет значиться не екатеринбургская, а новосибирская. Однако Елена Кормильцева собирается в старших классах вернуть сыновей в обычную систему образования, но не для того, чтобы педагоги "натаскали их на ЕГЭ" (качество домашнего обучения, она уверена, заметно выше), а чтобы ребята получили необходимую специализацию для выбора будущей профессии.

У другой уральской мамочки Елены Кужелевой решение перевести сына на интернет-обучение было вынужденным - семья захотела попутешествовать и уехала в Таиланд на 14 месяцев. За это время мальчик окончил 3-й и 4-й классы (причем на последний ушло всего два месяца). Вернувшись, ребенок пошел в обычную школу, потому что изоляция в домашнем пространстве и сложности с самоорганизацией выбивали из привычной колеи как родителей, так и сына.