28.10.2015 20:03
Рубрика: Дороги

Ход Турой

В Тюмени ввели в строй сразу два речных моста
Тюмень вправе претендовать на занесение в Книгу рекордов России: до сих пор ни одному городу не удавалось запустить движение сразу на двух новых речных мостах - почти одновременно. Действо вышло эффектное, праздничное. К тому же построены объекты быстрее, чем оговаривалось в госконтрактах. Впрочем, если обратиться к истории реализации проектов, то далеко не все видится в радужном свете. Есть еще острые проблемы, требующие неотложного решения и миллиардных бюджетных вливаний.

Мосты переброшены через реку Туру, разделяющую город на протяжении около 15 километров на два условных района. Один из них в свое время сильно уступал другому по численности населения. Теперь разница не столь велика. Бурное жилищное строительство вкупе с безудержной автомобилизацией превратили переезд с одного берега на другой в затяжной процесс. Во всяком случае, утром и вечером. До последних дней всю нагрузку принимали на себя три моста. Из них лишь один современный, широкий - шестиполосный. Хотя начинался он с бракованного проекта, строился целых 15 лет, конструкция признана надежной. Другие, двухполосные, в часы пик - классические бутылочные горлышки на транспортных артериях. Мост по улице Мельникайте "ограниченно дееспособный", по едкому выражению водителей. Ведь проезд грузовиков, больших автобусов по нему запрещен.

И вот, мостов прибыло. По улице Челюскинцев, это центр города, рядышком с имеющимся, но наискось к нему, возведен 340-метровый. Он также двухрядный, движение одностороннее. Заторов над Турой теперь нет. Они возобновятся, видимо, будущим летом, когда старый мост закроют на реконструкцию. О ней объявлено официально, но объем работ пока не ясен. Власти говорят о приведении мостов к "единому архитектурному стилю". Сейчас один с полукруглой фермой, второй - без оформительских затей, "плоский". На днях в СМИ появились куцые сообщения со ссылкой на администрацию города и региональное правительство о предстоящей разборке моста и сооружении нового. Изучив проектную документацию работ в створе улицы Челюскинцев, я убедился: такой порядок дейст­вий предусмотрен, и именуется "вторым этапом". Но, когда он наступит, чиновники не знают. Между тем ровно год назад представители подрядчика и заказчика заверили: даже с ремонтом спешить нет смысла, поскольку степень износа основных конструкций далека от критической.

А вот мост по улице Мельникайте 1967 года постройки внушает опасения. В 2011-м администрация города утвердила программу развития дорожно-транспортной сети до 2016 года. Пусть документ уже через несколько месяцев утратил силу, но важны приведенные в нем итоги обследования "Балтмостпроектом" 20 путепроводов и мостов Тюмени. Половина из них, как явствует из заключения, уже тогда подошли к предельному порогу износа, включая названный мост, реконструированный в 1995-1996 годах. Зафиксированы разрушение и выщелачивание бетона, деформация отдельных конструкций, силовые трещины. Вердикт экспертов: состояние неудовлетворительное, необходим ремонт.

К нему приступили бы, не исключено, уже в текущем году, если бы удалось воплотить замысел постройки моста-дублера. Старт планировался еще в 2012-м, отложен на 2014-й, теперь перенесен на 2016-2017 годы. Причина не в дефиците бюджетных средств - их сразу заложили в смете расходов. Проект тюменского разработчика не утвердила Главгосэкспертиза, отправила его на доделку. По той же причине минимум с годовым опозданием пущен в эксплуатацию объект на улице Челюскинцев.

Между тем слева от бедового моста, в непосредственной близости от него, развернулось строительство очередного микрорайона. А справа проложили нынешним летом весьма дорогое, но качественное велошоссе, которым администрация Тюмени по праву гордится. Слева речной переход не перекинешь. Остается ставить опоры справа, использовать под новостройку сохранившийся железнодорожный пролет (когда-то здесь ходили поезда), что, собственно, и предполагал изначальный проект. Велосипедный тракт, увы, разорвут.

Другой новый мост, 720-метровый, в северной части города, вместе с подъездами обошелся казне в 5,2 миллиарда рублей. Он состыкован со строящейся уже 18 лет окружной автострадой. Когда кольцо замкнется, а на это уйдет еще не менее 2-3 лет, движение по четырем полосам будет весьма интенсивным. Мост возведен стахановскими темпами - сдан практически на год раньше срока. Прицел на рекорд возник прошлой осенью. Тогда глава муниципалитета Александр Моор даже заключил пари с гендиректором подрядной компании Николаем Руссу. Проиграл. Следует отдать должное мостостроителям, а также тюменским и курганским производителям металлических конструкций. Они уложились в сверхсжатые сроки.

прямая речь

Владимир Якушев, губернатор Тюменской области:

-  Мы продолжаем капитальную реконструкцию улицы Мельникайте. Она станет магистральным транспортным коридором, пересекающим весь город, позволяющим без проблем переместиться из одного его конца в другой. Построим еще несколько крупных развязок, включая подземную, а также параллельный действующему речной мост. Проекты затратные, разрабатывать их надо так, чтобы потом не переделывать.