29.10.2015 16:40
Поделиться

Матвиенко: Приход Примакова в МИД РФ "вызвал озноб" на Западе

В четверг председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко открыла первые мемориальные чтения в память о Евгении Примакове, предложив сделать их международными.

На мероприятии собрались как нынешние, так и бывшие политики, экономисты, представители научного и печатного сообществ. Принял участие в Примаковских чтениях и главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин.

В своем выступлении Валентина Матвиенко подчеркнула масштаб личности скончавшегося в июле этого года политика, его богатейшее научное и экономическое наследие. В связи с этим в Примаковских чтениях, которые предполагается проводить раз в год, выразили желание принимать участие известные политики, ученые, экономисты, дипломаты и деятели культуры разных стран.

Рассказывая об истории своих отношений с Примаковым, спикер напомнила, что познакомилась с ним в период совместной работы в Верховном Совете СССР. Еще тогда она поняла, что это не только крупный государственный деятель и авторитетный ученый, но и "мощное политическое явление в жизни страны". Авторитет Примакова был и остается для спикера непререкаемым, по ее мнению, он является олицетворением государственника с большой буквы. "Интересы страны, народа для него всегда были на первом плане, и это не пафосные слова - не только как идеи и установки, но и как конкретные дела", - подчеркнула глава Совфеда.

Примаков был фигурой, которую уважали на Западе, хотя и побаивались. Его назначение в 1996 году на пост министра иностранных дел России было крайне неоднозначно воспринято там. "Некоторые утверждали, что приход Примакова, руководившего до этого Службой внешней разведки, "вызывает озноб". Знобило их не без оснований. Евгений Максимович кардинально изменил обстановку в МИД и ситуацию с российской внешней политикой, ему пришлось выполнить труднейшую работу по реанимации ее многовековых основ, развить их применительно к принципиально новым условиям, возникшим после распада Советского Союза", - напомнила Матвиенко.

Говоря о достижениях Примакова тех лет, спикер назвала подписание Основополагающего акта между Россией и НАТО, на годы определившего структуру и характер отношений России с альянсом, смягчение обстановки вокруг Ирака, что позволило удержать Запад от резких военных шагов. Кроме того, именно под руководством Примакова были разработаны основы новой концепции внешней политики России, с его же именем связано появление концепции многополярного мира. "Многополярность, как бы кто ни сопротивлялся, стала реальностью, доминирующей тенденцией современного мира", - заявила Матвиенко.

Конечно же, нельзя было не вспомнить о знаменитом развороте самолета Примакова над Атлантикой, который показал всему миру, что внешняя политика России решительно изменилась и возврат к любым формам ее зависимости от внешних сил невозможен. "Примаков не питал никаких иллюзий относительно политики США, Запада в целом в отношении России. Он метко охарактеризовал недальновидность политиков США, которые привыкли "решать свои противоречащие другим странам задачи, не думая о завтрашнем дне", прогнозировал он и последствия "арабской весны", дал точную оценку событиям на Ближнем Востоке, на Украине, показал реальную опасность так называемого "Исламского государства", - отметила руководитель Совфеда.

Матвиенко высоко оценила работу Примакова и на посту председателя правительства России в 90-е годы. "За 8 месяцев правительству удалось отодвинуть страну от края пропасти, куда она начинала сползать. "Это, поверьте, не фигура речи", - сказала спикер верхней палаты. В заключение она призвала помнить о наследии Примакова и его роли в становлении современной России.

Продолжение темы

На Примаковских чтениях выступил глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Принято считать, что масштаб личности становится очевиден только тогда, когда человек покидает этот мир. К Евгению Максимовичу это не вполне применимо, он еще при жизни заслужил признание. Он излучал исключительно положительную энергию", - заявил министр. По его словам, Примаков мыслил глобально, открыто, смело, а его стержнем всегда было отстаивание интересов родины.

Значительная часть наследия выдающегося политика относится к внешней политике. "В некрологе в журнале "Экономист" говорилось, что приход Евгения Примакова в МИД был воспринят на Западе в качестве подтверждения статуса России как великой державы. Об этом еще в январе 1996 года, сразу после назначения Евгения Максимовича, говорил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Мы были с ним в Нью-Йорке на одном обеде, и вот его спросили о назначении Примакова в МИД, как он это оценивает, учитывая, что предшественник Примакова был очень удобен для Запада, а у Примакова совсем другие взгляды. Киссинджер ответил: "Мне всегда было удобнее вести дело с людьми, которые четко понимают свои национальные интересы", - поделился воспоминаниями Лавров.