29.10.2015 16:57
    Поделиться

    Золошлаки помогут сэкономить 120 млн при строительстве М-53 "Байкал"

    В Кемеровской области определят пилотные проекты, направленные на решение проблемы золошлаковых отходов (ЗШО) тепловых электростанций.

    Обсуждение наболевшего для региона вопроса идет уже несколько лет, однако проведение совещаний и научно-практических конференций не приводит к ожидаемым результатам. Между тем использование ЗШО, уверены эксперты, значительно бы повысило доходность угольной энергетики, получающей возможность продажи дополнительного продукта, и могло бы стать одним из приоритетных направлений деятельности кластера глубокой переработки угля и техногенных отходов, который формируется сейчас в Кемеровской области. Несомненные плюсы также - улучшение экологической обстановки в Кузбассе и создание новых рабочих мест.

    Впрочем, отходы Беловской ГРЭС уже используют для получения уникальной алюмосиликатной микросферы, которая не только меняет свойства известных материалов, но и сама становится основой для создания новых. Микросфера нашла применение во многих отраслях, в том числе и в космической. Но для ее изготовления применяют только один вид золошлаков - легкую фракцию золы уноса, которая составляет всего несколько процентов от общего объема складированных отходов.

    То, что эта проблема крайне злободневна для энергетиков, подтвердил на недавнем совещании в администрации Кемеровской области директор Кузнецкой ТЭЦ (Новокузнецк) Юрий Ильин. На этом предприятии объем золошлаковых отходов достигает 98 тысяч тонн в год. По словам директора, если оставить ситуацию как есть, то золоотвала станции хватит еще максимум на полтора года, а дальше неизбежно встанет вопрос о дополнительных площадях.

    Руководство ТЭЦ, понимая серьезность ситуации, попыталось заранее найти понимание в администрации южной столицы Кузбасса. В земельном комитете энергетикам предложили на выбор два участка под складирование отходов - один в двенадцати километрах от предприятия, другой - в шестнадцати. При этом рассматривалась возможность использования золошлаков в качестве техногенного грунта для рекультивации горных выработок. Был даже проведен конкурс на разработку проекта такого объекта. Однако возникла новая проблема: чтобы пройти экологическую экспертизу проекта, необходимо сначала юридически перевести ЗШО в категорию золошлаковых материалов. Но подобного опыта в Кузбассе не было, и удастся ли реализовать проект (а он будет в таких условиях пилотным для региона), пока остается неясным.

    Угольные предприятия на предложения энергетиков использовать золошлаки в качестве техногенного грунта при рекультивации нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель реагируют без особого энтузиазма. Тому есть несколько причин. Прежде всего, экономическая: зачем покупать отходы у других, когда для той же рекультивации можно использовать собственные вскрышные породы? Беспокойство по поводу возможного использования ЗШО высказывают и экологи. Так, начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Сергей Высоцкий отмечает, что после выемки отходов не исключена вероятность затопления выработанного пространства грунтовыми водами, и нужен длительный (не менее года) мониторинг, чтобы понять, не изменится ли качественный состав этих вод, и как это может повлиять на окружающую природную среду.

    Не добавляют оптимизма и пробелы в федеральном законодательстве, равно и несовершенство нормативно-правовых актов, регламентирующих применение золошлаков в хозяйственной деятельности, что никак не мотивирует предприятия использовать ЗШО, даже если при этом производство материалов выходит дешевле. Например, в Китае был введен прямой запрет использования природного минерального сырья в автодорожном строительстве при наличии строительных материалов техногенного происхождения. Статья 18 федерального закона РФ "О недрах" дает такое же право региональным властям, но носит скорее рекомендательный характер.

    Как отмечают энергетики, существующая в России система мотивации подрядных, проектных и строительных организаций, не позволяющая снижать сметную стоимость строительства дорог за счет использования более дешевых золошлаковых смесей, является одним из главных препятствий для широкого использования таких отходов в автодорожном строительстве. Хотя, по их данным, цена песка - от 600 до 1000 рублей за кубометр, а золошлаковой смеси - 250-300 рублей (с учетом доставки до потребителя).

    Правда, заместитель исполнительного директора Национальной ассоциации производителей и потребителей золошлаковых отходов Андрей Николаев сообщил, что его организация готова содействовать созданию нормативно-правовой базы по переводу золошлаковых отходов в материалы, а также подготовила поправки в федеральный закон "О недрах", позволяющие использовать при рекультивации отходы от сжигания угля.

    По итогам совещания в администрации области принято решение определить пилотные проекты по использованию ЗШО при рекультивации отработанных земель угольных карьеров и разрезов. А в областном центре приоритетной задачей станет применение золошлаков Ново-Кемеровской ТЭЦ при строительстве Северного обхода города Кемерово - федеральной трассы М-53 "Байкал". По предварительным оценкам, эта технология позволит сэкономить бюджету до 120 миллионов рублей, а энергетикам - на 800 тысяч тонн сократить объем накопленных в Кемерове золошлаков.

    Цифра

    98 тысяч тонн золошлаковых отходов в год производит Кузнецкая ТЭЦ в Новокузнецке.

    Поделиться