Социологи: Россияне предпочитают тратить деньги на иномарки

В этом году россияне потратили на покупку новых авто более 1,3 триллиона рублей. Сумма немаленькая.

Однако динамика расходов на покупку "свежей" машины остается негативной - в прошлом году на обновление автопарка за девять месяцев был потрачен на 21 процент больше. Но ведь покупают! И это уже прорыв, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию. И покупают не абы что, а иномарки, их "в потребительской корзине" все-таки больше, чем авто российских марок. Жив, курилка, средний класс. И богатые тоже, похоже, не плачут.

Средневзвешенная цена авто остается достаточно высокой, что говорит о неплохом уровне покупательной способности россиян, делают вывод эксперты аналитического агентства "Автостат". За первые 9 месяцев этого года она выросла на 18,4 процента и составила 1,17 миллиона рублей. При этом средняя цена иномарок увеличилась до 1,33 миллиона, а автомобилей российских брендов до 500 тысяч рублей.

Одновременно курс рубля просел по отношению к доллару более чем на 18 процентов, то есть на столько, на сколько поднялась средневзвешенная цена. Это значит, что стоит ожидать продолжения роста цен?

Крупные производители, у которых российский рынок находится в числе приоритетных, все-таки будут продолжать сдерживать цены, считает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. "Дальше многое будет зависеть от ситуации с валютами и от того, насколько емким в итоге будет рынок. Если у игроков будет понимание, что рынок пошел вверх, то может быть дальнейшее плавное повышение стоимости машин", - считает эксперт "РГ".

На какие же новые автомобили наши сограждане не жалеют денег?

По объему продаж первенство держат Toyota, Mercedes, KIA, Hyundai, а замыкает пятерку лидеров по выручке российская LADA.

При этом интересно, что из этого числа только Mercedes за три квартала увеличил доходы от продаж - на 6,1 процента, все остальные работали по негативному сценарию. Да и вообще в первой двадцатке брендов немногие смогли продемонстрировать рост выручки по сравнению с аналогичным периодом прошлого. В список счастливчиков попали BMW, Lexus, Porsche и UAZ.

И если не брать бренды Opel и Chevrolet, которые ушли с российского авторынка и выручка от продаж которых, естественно, очень серьезно упала, то худшие показатели, по оценке аналитического агентства "Автостат", продемонстрировал Volkswagen (доход от продажи машин этой марки за 9 месяцев с начала года упал на 36,2 процента).

И в ближайшее время восстановления выручки не будет, считает Сергей Удалов. "До нового года точно, - говорит эксперт. - В январе и феврале 2016 года тоже, думаю, будет наблюдаться падение продаж. И в целом в следующем году роста, даже минимального, пока не просматривается. И по выручке, и по количеству проданных новых автомобилей".

Пока же суммарная емкость рынка легковых автомобилей в России в 2015 году составит примерно 1,75 триллиона рублей, оценил директор "Автостата" Сергей Целиков. Это примерно на четверть меньше прошлогоднего результата.

Опрос

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, больше трети опрошенных (37 процента) планируют-таки купить автомобиль с пробегом в 2015 году. В ходе опроса был выявлен еще один тренд - увеличивается срок владения автомобилем, сообщает сайт "Автостата".

Исследование провело агентство вместе с порталом для продажи и покупки автомобилей с пробегом Auto.ru. Эксперты выясняли планы автолюбителей по смене своего автомобиля. Что любопытно: для владельцев премиальных брендов цена оказалась только на третьем месте. Для этой категории покупателей главным является дизайн авто.