Эксперт: При таких разрушениях самолета А321 никто выжить не может

В субботу, 31 октября,  на Синайском полуострове произошла крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации. Самолет авиакомпании "Когалымавиа" потерпел крушение. На борту находились 224 пассажира, все они погибли. Ситуацию с крушением лайнера специально для "РГ" прокомментировал генеральный директор МКАА "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.

Сергей Александрович, Вы видели фотографии со спутника, на которых показаны районы падения обломков?

Сергей Мельниченко: Конечно. Их разброс на территории в несколько километров действительно дает основание считать, что дезинтеграция самолета началась в воздухе. Возможно, передняя часть самолета, где расположен приемоответчик (транспондер) и его антенна, пролетела несколько большее расстояние, чем первые отделившиеся от самолета детали конструкции -  они обнаружены по маршруту ближе, чем та точка, где исчезла метка от приемоответчика.

Как эксперты объясняют, почему передняя часть самолета лежит в перевернутом положении?

Сергей Мельниченко: Это объясняется законами аэродинамики и конструкцией воздушного судна. В то время как крылья создают подъемную силу, расположенный на хвосте стабилизатор "отвечает" за продольную устойчивость самолета. Если предположить, что хвостовая часть по какой-то причине отделилась в воздухе, то нос самолета сразу же пойдет вниз, а оставшаяся за крыльями часть вверх.  Так что осталось установить причину отделения хвостовой части, и станут понятны основная и сопутствующие причины авиационного происшествия. Хочется надеяться, что они действительно будут найдены.

Расшифровка "черных ящиков" всегда помогает пролить свет на причину авиакатастрофы?

Сергей Мельниченко: Безусловно, важнейшая информация о том, как развивались события, может быть получена после расшифровки речевого самописца и регистратора полетных данных. Но не исключено, что и их не хватит, чтобы полностью восстановить картину случившегося. Сколько надежд связывалось с расшифровкой "черных ящиков" сбитого малайзийского Boeing под Донецком. Однако она лишь подтвердила то, что самолет упал в результате воздействия извне.

Почему трагедия над Синаем с самого начала была окружена столь противоречивой информацией? То экипаж запрашивал посадку в Каире, то не запрашивал. То вообще, оказывается, на связь не выходил…

Сергей Мельниченко: Министр гражданской авиации Египта подтвердил, что российский экипаж сигналов бедствия не подавал и на связь не выходил. Но было и есть много других слухов, которые искажают действительность. Информация о том, что самолет упал, и на земле лежит две его крупных части - фюзеляж и хвост - опровергнута видеосъемкой. Информация о том, что хвостовая часть обгорела, также опровергнута фотографиями и видеосъемкой.

Это и информация о том, что спасатели слышат стоны пассажиров внутри упавшего самолета, опровергнута внешним видом обломков - при таких разрушениях никто выжить не может. Информация и видео, опубликованные от имени запрещенной в России организации "Исламское государство", заявившего о своей причастности, являются грубой подделкой - достаточно попробовать снять на мобильный телефон самолет, летящий на 9-километровой высоте. Мы не строим догадок, мы пытаемся разобраться в происшедшем.