Российские студенты начали работать над гоночным болидом-внедорожником
Сам знаю, что вопрос обречен на эмоциональный ответ. Но не надо эмоций. Лучше иномарок наши машины станут тогда, когда проектировать и выпускать их будут те, кто делает это лучше инженеров "Мерседеса" и "Тойоты".
Новость в том, что подготовить таких у нас вполне реально. Страна может получить лучших автомобильных инженеров в мире, не затратив на это ни рубля из казны.
И ничего изобретать не надо: "Формула Студент" - самый эффективный образовательный проект для инженеров.
"Формула Студент", он же Formula SAE, - студенческие инженерные соревнования. Придумали их в Техасе в 70-х годах. Студенты из трех университетов устроили гонки по бездорожью на переделанных в багги газонокосилках, которые назвали Мини-Баха. Шоу имело невероятные последствия. Из США "формула" пришла в Великобританию и распространилась по Европе. Сейчас такие гонки проходят почти во всех частях света - от Австралии до Бразилии и от Японии до ЮАР.
В России первая студенческая команда создана десять лет назад в МАДИ. Затем подключились МАМИ и Тольяттинский университет. Сегодня в "формуле" участвуют четыре московских вуза (кроме упомянутых - МГТУ им. Баумана и РУДН), проявили интерес многие регионы. В начале этого года в России было уже 22 команды из 16 университетов.
Оказалось, что это самая удачная форма обучения инженеров: нет лучше способа вырастить технаря, чем позволить ему самостоятельно придумать болид и собрать своими руками. А потом он сядет за руль и сразится с десятком конкурентов со всего мира.
Набирать очки в гонках обязательно, но недостаточно. Лучшее время на соревнованиях - не главное. Надо показать товар лицом, подготовить бизнес-план по серийному выпуску машины. При этом положено отчитаться за каждую копейку. Самый дорогой и самый дешевый болид никогда не займут призовые места. Дешевый - потому что совсем уж дешевое не бывает качественным. А дорогой построить каждый сможет, а хороший инженер должен уметь выжимать максимум из бюджета.
По мнению отцов-основателей проекта, сытый и богатый студент, будущий инженер, - горе любого автопрома. Поэтому вуз постройку машины не оплачивает. Может как-то помочь: выделить помещение, предоставить станки в мастерской.
А дальше - сами. Ищите партнеров, уговаривайте спонсоров, обещайте построить техническое чудо, разрисовать рекламой и "порвать на куски" соперников.
Изначальный американский проект существенно изменился. Есть "Формула Студент" и "Формула Гибрид" - болиды с бензиновым и с гибридным двигателями соответственно. Последний популярен больше в США. Европа повально увлеклась электроболидами - экология.
И наконец, Мини-Баха, тот самый болид-внедорожник, с которого все и начиналось. Кстати, знаете почему такое название? А это мини-версия жесткой мировой гонки по бездорожью Baja-1000 миль (1600 км). Уменьшенная ровно в десять раз.
Сейчас первую российскую Мини-Баху строят студенты МАДИ. Это прототип, который испытают и с учетом полученного опыта построят полноценный вариант. На нем студенты в 2016 году планируют выступить на соревнованиях в ЮАР или Индии. Времени мало, поэтому работа кипит.
- Мини-Баху строят одновременно с формированием ее команды, - рассказывает Лариса Феофанова, исполнительный директор центра студенческих инженерных проектов МАДИ. - Ребята окончили колледж, пришли к нам, сказали: нам интересно, хотим внедорожник. Они сами выбирают лидера. Руководство вуза и куратор проекта не имеет влияния на их выбор. Точнее, влиять-то можно, но окончательное решение всегда за студентами.
По такому же принципу формируются все команды. Разница в форме и в традициях. Например, "электрики" - команда, которая сейчас готовит к соревнованиям электроболид (см. инфографику "РГ"), выбирают капитана, опуская записки с фамилиями претендентов в кубок.
В каждой команде четыре пилота. На бензиновых, гибридных и электрических болидах идет борьба за вес. Сэкономив разными ухищрениями сотню граммов, можно на разгоне выиграть драгоценные доли секунды. А это очки. Логично, что в пилоты выбирают самых стройных. И только внедорожник может пилотировать студент любой комплекции. Это информация к размышлению - на заметку потенциальным абитуриентам.
На "формулах" много девчонок. Например, студенческая команда из Ирана наполовину женская. Среди наших "электриков" - три девушки и 12 парней. Правда, пока пилотов среди девушек нет.
- Год на год не приходится, - смеется Лариса Феофанова. - В 2009-х и 2010-х годах я сама была и капитаном команды, и пилотом.
Эти годы - одни из самых удачных для МАДИ. Команда Ларисы занимала 14-15-е места в соревнованиях в США и Италии, где участвовало свыше 30 команд. Неплохой результат, учитывая, что мы на фоне американцев и британцев - еще довольно молодые команды.
Причем во всех смыслах. Средний возраст российских участников 20 лет. На Западе студенты обычно старше - 24-27 лет. Есть разница и в ресурсах. Нелегко состязаться с немецкими командами, которые при поддержке "Мерседеса" и BMW приезжают на соревнования с целыми грузовиками оборудования. В такой команде до полусотни человек.
- У нас же стандартная команда: 10 человек - костяк, еще столько же приходят, выполняют какую-то работу, - отмечает экс-капитан Лариса. - На соревнования выезжают 7-8 человек.
Бюджет по электроболиду на год 3,5 млн рублей, но это не значит, что его производство обходится в такую сумму. Это расчет по международным стандартам. Львиную долю деталей и элементов конструкции студенты изготовят своими руками или получат от спонсоров.
Показательно: призы за победы в самых престижных соревнованиях очень скромные. Редко когда сумма доходит до 1 тыс. долларов. Чаще победители получают просто полезные призы: комплект колес, например.
Занятная ситуация с болидом-внедорожником. Чтобы уравнять шансы, на всех устанавливается одинаковый двигатель - 10-сильный от газонокосилки. Обычно его представляет компания-производитель бесплатно. На соревнованиях в ЮАР, куда нацелена команда МАДИ, его можно получить на месте, но потом нужно вернуть. Что даже лучше, так как перевозить болид без двигателя дешевле.
Эти студенты деньги считать умеют. И очень хорошо, что их этому учат: завтра они будут строить машины уже не для себя, а для нас.
С помощью студентов и преподавателей МАДИ "РГ" составила пошаговую инструкцию как создать команду в своем вузе, построить первый болид и удивить мир.
- Скачать с сайтов http://students.sae.org/cds/ и Formula Student Acedemy регламент Formula Student. Трезво оценить свои возможности. Ничего не бояться: в этом проекте побеждают знания, нестандартное мышление и руки, а не толстые кошельки.
- Связаться с командой вуза, который уже имеет опыт участия в соревнованиях: съездить, посмотреть болиды живьем. Скрывать достижения от потенциальных конкурентов в этой среде не принято.
- Трудновыполнимо, но желательно - посетить международные соревнования. Аккредитоваться, не имея собственного болида, - это нормально, многие с этого начинали. Ведь только так вы поймете, что и как надо строить. Смело снимайте, записывайте все, что заинтересовало. Секретов нет. Задавайте любые вопросы - вам все покажут и расскажут. Только так, говорят ветераны, новички смогут избежать роковых ошибок. Например, типичная - использовать шовные трубы для своей первой машины. В обоих смыслах слова можете остаться у разбитого корыта (болида).
- Америка, Австралия, Африка - очень дорого. Для начала лучше выбрать Европу. Проходят этапы и в относительно недорогих странах: Венгрии, Испании, Эстонии, Чехии. Команды размещаются всегда максимально бюджетно, в кемпингах и недорогих гостиницах.
- Руководство вуза привлекается на этапе, когда студенты самоорганизовались и точно знают, что хотят построить. Практика показывает: если инициатива будет исходить сверху - настоящая команда не сложится.
- Самые лучшие машины - созданные в первые годы. Может, они и не верх совершенства, но при их создании энтузиазм зашкаливал. Потом будут спады и падения. Но и победы - тоже. Когда накопите опыт.
- Участие в Formula Student - это еще и дипломная работа для выпускников.
Сергей Сафроненков, преподаватель кафедры инженерной педагогики МАДИ, основатель "Формулы Студент" в РФ:
- В 2004 году я посетил европейский этап студенческой "Формулы", увлекся идеей сам, нашел поддержку ректора МАДИ Вячеслава Михайловича Приходько и "зажег" своих студентов. В 2005 году была основана студенческая инженерная команда. Первая в стране. Сегодня через "формулу" только у нас в университете прошли более сотни студентов.
И как сложилась их карьера?
Сергей Сафроненков: Некоторые ушли в ВПК, создают ту самую бронетехнику, которую мы видим на Параде на Красной площади. Другие зарегистрировали свои фирмы: делают разные автомобильные системы на заказ, занимаются тюнингом. Кадры требуются и в технополисе "Москва", там создается автомобильный кластер. Без работы, конечно, не останутся. Хотя не все гладко. Когда Николай Фоменко создавал свою спортивную Marussia, то трех моих учеников просто с руками оторвал. Но нет больше Marussia. Студенты осваивают высокие технологии, 3D-моделирование и прочее-прочее, получают диплом. И затем - рутина. На сборочных автопроизводствах инженеру, который своими руками создавал в университете болиды формульного класса, не слишком-то и интересно. Нет простора для творчества.
В Европе за такими студентами инжиниринговые и автомобильные компании буквально охотятся?
Сергей Сафроненков: Да еще как! Делают это через рекрутинговые агентства. Когда такой студент выпустится, его с руками отрывают.
Слышал, что и одного вашего студента "Мерседес" с руками оторвал.
Сергей Сафроненков: Парень у нас в команде занимался двигателями. Умница. У нас на болидах стоит двигатель "Ямаха". А не так уж и просто, к слову, влезть в японские настройки. У него получалось. Сейчас он в Штутгарте, купил квартиру, женился. Работает на "Мерседесе" по специальности - калибрует двигатели на машинах Е-класса. Замечу, у него по-прежнему российский паспорт. Но я бы не сказал, что это "утечка мозгов". Абсолютное большинство моих студентов остались в России.
В Германии меньше 500 технических вузов, у нас больше 1000. У немцев свыше ста студенческих "формульных" команд, у нас два десятка. Почему?
Сергей Сафроненков: Важно обеспечить качество, а не количество. С каждым годом все больше вузов участвуют в "формуле". Есть риск пойти по индийскому пути. У вуза всегда есть соблазн отчитаться: вот, смотрите, у нас студенты строят болиды! И под это дело проводят внутри страны эрзац-чемпионат. Два-три института делают машины по протоколу международного регламента, остальные - по нацстандартам, то есть низкого уровня. А это профанация идеи. Поэтому не нужно спешить. Соревноваться с самыми сильными - только так получим высококлассных инженеров. Впрочем, уже и индусы осознали ошибки и встали "на путь исправления": на внутренние этапы приглашают судей международного уровня.
У нас, чтобы не наступить на "индийские грабли", создали некоммерческую "Академию Формула Студент" и наладили сотрудничество с Ассоциацией автомобильных инженеров России. Это поможет провести на должном уровне в 2016 году российский этап соревнований. Осталось только найти подходящий вариант взаимодействия с правительством Москвы для организации полноценного этапа в рамках фестиваля, проводимого в технополисе "Москва".
Для ваших соревнований нужны особые трассы и полигоны?
Сергей Сафроненков: Соревнования можно провести даже на парковке гипермаркета. Но учтите, "Формула Студент" не такая зрелищная, как Формула-1. Суть-то проекта в подготовке инженера, а не пилота.
Главное: студенты должны самостоятельно найти ресурсы и с нуля создать машину. Вуз лишь помогает, причем везде по-разному. Например, в дружественном нам университете в Граце (Австрия) для студенческой команды предоставили помещение и больше ничего. Ни денег, ни льгот. Но при этом команда Гратца ежегодно занимает призовые места.
О Гратце ходят легенды. Например, что свои первые колесные диски из углеволокна студенты там запекали в обычной кухонной печи, поместив их в самодельный вакуумный короб.
Сергей Сафроненков: Для этого все и придумано. На соревнованиях в Венгрии наш студент из обычной пластиковой бутылки сделал контейнер для предотвращения разбрызгивания тормозной жидкости, просто разрезав ее пополам. За что получил от судей балл за смекалку. Болид до сих пор с той бутылкой ездит. На соревнованиях много остроумных идей рождается.
Разговаривал со студентами. Рассказывают: на соревнованиях царит удивительная атмосфера, конкуренты помогают друг другу. А зачем помогать сопернику?
Сергей Сафроненков: Я сначала и сам не понимал. Оказалось, все просто. С получением диплома в проекте ты больше не имеешь права участвовать. Сделаны исключения лишь для аспирантов. Поэтому члены команд и помогают всем. Жалко ведь, если все, чему научился и что придумал, пропадет. Нужна чужой команде помощь - все бросают, делают конкурентам машину.
У нас в МАДИ, когда сформировали первую команду, был случай. "Формулой" заинтересовались студенты МАМИ. И наша команда передала коллегам часть деталей и колеса от одного из своих болидов. Не продали, а подарили! Так в МАМИ построили свою первую машину. Потом, конечно, они нашли источники финансирования, и дело у ребят хорошо пошло.
Вы строите первый в России болид-внедорожник. Верите в успех такого экзотического формата?
Сергей Сафроненков: А он для нашей страны как раз не экзотика, а самый подходящий формат. И соревнования Мини-Бахи более зрелищные, чем состязание, скажем, электроболидов или классической "Формулы". Для участников это испытание: что-то сломалось, тут же на руках машину вытащили, прямо в грязи починили. Сделал оверкиль, опрокинулся, его поставили на колеса - поехал. И по части подходящих трасс мы вне конкуренции. Чего-чего, а бездорожья у нас хватает.