Главные герои фильма - кукольник Петя и его жена Лиза, которые знакомы с детства и уже не представляют жизни друг без друга. Но случается несчастье: у них рождается ребенок с редкой наследственной болезнью. Через некоторое время малыш умирает, и Лиза, тяжело переживая горе, попадает в психиатрическую лечебницу. Разлуку Петя не выносит и находит необычный выход: он создает точную копию своей супруги - куклу Элис. Марионетка получается удивительно правдоподобной, и кукольник понимает - это вершина его мастерства. В итоге любовь к жене вытесняется одержимостью: теперь Элис представляет для Пети куда больший интерес, нежели ее реальный прототип. Кроме того, с куклой оказывается проще, чем с живым человеком, - она беспрепятственно подчиняется и позволяет управлять собой. "Сначала он из меня делал куклу, а теперь из куклы делает меня", - говорит Лиза. Видя, что Петя все больше любуется своим творением, она начинает ненавидеть Элис и однажды расправляется с ней.
Конечно, в первоисточнике сюжет не столь однозначен - повествование Рубиной происходит в другое время, задействованы множество героев и самые разные места. Чтобы вывести из всего этого массива смыслов одну четкую линию, сценаристам пришлось работать несколько лет. На главные роли были приглашены Евгений Миронов и Чулпан Хаматова - актеры не раз оказывались в кадре вместе и уже превратились в полюбившийся зрителю тандем. Обоих идея "зацепила" сразу, ради работы над картиной они даже на время оставили театральное творчество, а Миронов, кроме того, выступил художественным руководителем фильма.
- Мне этот роман Дины Рубиной понравился давным-давно. По нему было сразу видно, насколько это кинематографичная история. На почве искусственной ситуации там поднимаются очень глубокие темы. Там же понемногу обо всем: про мужчину и женщину, про творчество, про власть, про ускользающие желания и мечты. К тому же есть жанровое разнообразие - это и история любви, и мистика. Мне это очень нравится, - говорит Чулпан Хаматова.
По словам актрисы, самым интересным было "сыграть сам процесс становления личности Лизы через трагедии, которые ей приходилось пережить, от потери ребенка до потери себя в глазах любимого человека". Кстати, одну из ключевых сцен фильма - танец Пети с куклой (а ее тоже играет Хаматова) - ставил известный балетмейстер Раду Поклитару. Именно он занимался постановкой танцев для открытия Олимпийских игр в Сочи. Оператором картины выступил не менее именитый мастер Азиз Жамбакаев, обладатель премии Берлинского кинофестиваля за фильм "Уроки гармонии".
К слову, действие фильма перенесено из Праги в Петербург. Помимо Северной столицы съемки проходили и в живописных окрестностях - Ломоносове и Выборге. Сама Рубина против изменений в сюжете не возражала и даже приезжала на съемочную площадку. Кроме того, писательница уже посмотрела фильм и осталась весьма довольна, рассказала Елена Хазанова.