Первая такая ярмарка состоялась на территории "Центрального конструкторского бюро автоматики". Домашний сыр, сметана, молоко, творог и сливки разошлись с прилавков за несколько часов. Работники бюро смогли приобрести натуральные продукты на 10-20 процентов дешевле, чем на рынке, да еще "не отходя от станка".
"Такие ярмарки планируется проводить регулярно", - сообщила "РГ" директор департамента городской политики администрации Омска Гульнар Айтхожина. Вернуться к опыту советских времен омские чиновники решили, чтобы поддержать местных сельхозпроизводителей и привлечь их в город.
В прошлом году власти уже возродили в Омске так называемые губернские ярмарки, на которых сельчане могут торговать своей продукцией напрямую, без участия "перекупов". На четырех городских муниципальных рынках и в пяти крупных торговых комплексах появились ряды для крестьянско-фермерских хозяйств.
Сегодня сельчанам предоставляется более 450 льготных мест в самое "пиковое" для торговли время - по пятницам и субботам. Однако более трети льготных мест пустуют! И это проблема не только Омска, но многих крупных городов России.
Что отпугивает фермеров от городских рынков? Льготы-то хорошие у них. "А дорога влетает в копеечку, - откровенно говорит глава личного подсобного хозяйства Галина Шаталова. - Хозяйство оставить не на кого, а пойдет ли торговля - неизвестно". А вот фермер Андрей Беккер торгует на Амурском рынке ежедневно. "В 7.30 утра у нас заканчивается дойка, - рассказывает Беккер. - До 8 часов молоко охлаждается и во флягах поступает на рынок. Уже к обеду вся продукция расходится". Чем же недоволен этот фермер?
Ежедневно его хозяйство реализует в городе более 200 литров молока. А могло бы - в два раза больше! Причин несколько. Во-первых, супермаркеты завалены "порошковым" дешевым молоком. Литр натурального молока "из-под коровы" стоит в среднем 40 рублей. А "магазинное" можно найти всего по 28 рублей.
Во-вторых, работающим горожанам ездить на ярмарки в поисках свежего молока или творога попросту некогда. Они предпочитают раз в неделю отовариваться в крупных гипермаркетах, где можно прибрести все и сразу. Вот только продукции с личных подворий там не бывает.
Чтобы сделать фермеров "ближе к народу", в городской администрации и вспомнили про формат выездной торговли, который несколько десятилетий назад был весьма популярен. Базары с продукцией личных подворий разворачивались практически у всех крупных заводов.
Сегодня торговать на улице запрещено из соображений ветеринарной и санитарной безопасности. Но мобильные торговые точки сельхозпроизводителей, имеющих все необходимые документы, законом не запрещаются. В региональном минсельхозе говорят, что готовы принимать заявки на такую торговлю от любых крупных предприятий.
- Для наших производителей это дополнительный рынок сбыта, - сообщил "РГ" начальник отдела переработки и товарного рынка минсельхозпрода региона Константин Цыпленков. - Поэтому фермеры согласны расширять реализуемый на ярмарках ассортимент исходя из потребностей и пожеланий работников.
Как сообщили "РГ" в региональном минсельхозпроде, в этом году сельчане уже наторговали на городских ярмарках на 275 миллионов рублей. Раньше суммы были существенно меньше. Кроме того, в Омске в пилотном режиме реализуется проект "Здоровое поколение".
В нем участвуют четыре детских сада и сельхозпроизводители, которые регулярно поставляют в дошкольные учреждения говядину и печень. По подсчетам чиновников, сотрудничество с фермерами позволяет руководству детсадов экономить 100 рублей с каждого килограмма мяса. А дети получают действительно натуральные, вкусные, экологически чистые и свежие продукты.
Дмитрий Земляков, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ:
--У российских фермеров сегодня есть явные проблемы с выходом на рынки сбыта, с логистикой, с доставкой продуктов до потребителей.
А на оборонном заводе могут работать десятки тысяч людей, здесь происходит концентрация спроса. Надо отдать должное организаторам такой торговли, это удобно всем. Ведь единственное направление, работой над которым государство может поддержать выход фермеров на рынки сбыта, является поддержка спроса. Например, если речь идет об оборонке, то у нее должны быть госзаказы и иные меры господдержки, чтобы у работников этой отрасли была зарплата. Не будут они работать, не будет и потребительского спроса. В этом кроется мультипликативный эффект, когда развитие одной отрасли экономики стимулирует развитие другой.
Эльмира Крылатых, доктор экономических наук, академик РАН:
- Начинание омских властей можно только приветствовать. Действительно, нашим крестьянам непросто найти покупателей на свою продукцию.
В России мало логистических схем, когда продукты закупаются у крестьян прямо на ферме, когда им не надо ехать в город для торговли. Надо создавать нормальные специализированные сети для торговли фермерскими продуктами, которые бы взяли на себя логистические функции. Кроме того, надо поощрять фермерские кооперации, когда сам кооператив распределяет обязанности по полевым работам и по реализации выращенной продукции на рынках сбыта.
Александр Никулин, кандидат экономических наук, эксперт в сфере экономики и социологии аграрной политики:
- В советское время это было устойчивой практикой, и она показывала свою оправданность и эффективность.
Одни отрасли тогда помогали другим: можно вспомнить, когда советские колхозники реализовывали свою продукцию непосредственно на промышленных объектах, работники фабрик и заводов вывозились в поле для сбора урожая.
В условиях определенных затруднений со сбытом продукции крестьянско-фермерских хозяйств в крупных городах может быть вполне оправданной продажа этих продуктов непосредственно на промышленных предприятиях.
Однако государство должно все-таки в большей степени поддерживать создание крестьянско-фермерских торгово-закупочных кооперативов. Тогда продукция крестьян и фермеров будет закупаться у них прямо в поле. И они не будут отвлекаться от производственных проблем на торговые, логистические, сбытовые вопросы.
Кроме того, можно было бы обратить внимание на опыт Белгородской области, где создана специальная сеть магазинов для реализации именно крестьянско-фермерской продукции. Это позволяет добиться справедливой по цене и качеству продукции для покупателей, а также гарантировать сбыт и реализацию сельхозпродукции.
Подготовил Ярослав Николаев