Ямы на дорогах ЦФО измерили уникальной калабашкой
Коротких путей не искали
Руководитель инспекции Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы Александр Васильев рассказал, что команда проекта не ограничилась Центральным округом, а пересекла практически всю Россию. Впечатлений - множество: по некоторым дорогам из-за их состояния приходилось ехать со скоростью в десять раз ниже разрешенной. Встречались даже такие ямы, где может застрять не один автомобиль. К примеру, во Владивостоке активисты нашли выбоину длиной пять метров.
- Мы в буквальном смысле не ищем коротких путей, смотрим не только на гарантийные дороги, но и в целом оцениваем ситуацию, - отметил Александр Васильев. - А Центральный федеральный округ оставили напоследок.
Цель инспекции прозаична: выяснить, насколько качество трасс соответствует нормам. Поэтому в ее арсенале множество применяемых дорожниками измерительных приборов и один абсолютно уникальный, придуманный специально для проекта.
- Это калабашка, - показывает небольшую доску участник инспекции Дмитрий Цопов. - На ней написано "Плачу налоги. А где дороги?" Но это не просто деревяшка. Ее длина - 65 сантиметров, ширина - 15 и высота - пять. Такие параметры допустимы для дорожных огрехов. И если калабашка легко поместилась в яму - значит, нормы нарушены.
По стиральной доске
Во Владимире проверяющим бросилась в глаза большая яма на улице Чернышевского, которая поглотила калабашку с большим запасом. Но эта улица не стоит на гарантии. А предметом исследования стали 10 других улиц, а также окрестности десяти медучреждений и десяти школ города. Замечаний хватало: такие дефекты, как просадка люков, необработанные трещины и разрушение верхнего слоя покрытия, эксперты отмечали в городе повсеместно.
Так, на улице Университетской, где дорога ремонтировалась в 2012 году и еще не закончился срок гарантии, эксперты увидели ямы не только на полотне, но и на заплатке, из чего главный инженер дорожной инспекции ОНФ Николай Мельков сделал вывод, что при строительстве нарушили технологию или применили некачественные материалы.
- Срок гарантии на текущий ремонт дорог во Владимире составляет три года, а на капитальный - пять, - прокомментировал Александр Васильев. - Но ни одна из улиц, которые мы проехали, не соответствует нормативным требованиям, на всех нашли дефекты. Так что слоган нашей инспекции, написанный на калабашке, чрезвычайно актуален для Владимира.
Незаделанные швы и заплатки увидели инспекторы на тамбовских улицах, где дороги были отремонтированы всего два года назад. Со стиральной доской сравнили улицу Дзержинского в Курске. Да и в целом по городу обнаружили немало ям, просевшую ливневку и люки.
Похожую ситуацию наблюдали и в Липецке, где активисты вернулись на дорогу по улице Меркулова, ведущую к поликлинике № 7. Ее уже проверяли два года назад, ведь строители никак не могли ее доделать, а когда все же сдали, там буквально сразу образовалась большая выбоина. Итог недавнего рейда неутешителен: дорога разваливается. Инспекторы отметили, что асфальта здесь не пожалели, но укатывали его, видимо, уже холодным.
Впрочем, гарантийный срок этой дороги заканчивается в 2018 году, поэтому у властей еще есть время, чтобы привлечь подрядчика к ремонту. То же самое можно сказать и о курских трассах: многие из тех, где в ходе проверки нашли недостатки, все еще на гарантии, но сроки подходят к концу. Важно как можно скорее принудить строительные организации к ремонту, иначе приводить дороги в порядок придется за бюджетные деньги.
Орлиные гнезда
В Орле, как и во Владимире, особое внимание обратили на просадку люков.
- У нас сложилось впечатление, что в Орле ведется партизанская война с автомобилистами: техника выводится из строя с помощью "орлиных гнезд" - просевших люков, которые встречаются повсеместно, - отметил Александр Васильев. - На улице Матросова мы обнаружили практически весь набор дорожных дефектов - и просадки люков, и ямы, и разрушение верхнего слоя покрытия.
Люк с дефектом обнаружили и в Белгороде - всего в 15 метрах от Дома правительства.
- Опасности себя подвергает в том числе и губернатор, - подчеркнул эксперт.
Та же претензия возникла и в Костроме, где на улице Советской, отремонтированной в прошлом году, участники рейда нашли провалившийся на 20 сантиметров канализационный люк. Это нарушение вскрылось еще во время летнего рейда, но не устранено до сих пор. Впрочем, городские власти обвинение оперативно отвергли. Как заявил глава администрации Виктор Емец, речь идет вовсе не о провалившемся колодце, а о специально заниженной вместе с асфальтом ливневке.
Яму рекордных размеров на гарантийной дороге проверяющие нашли в Курске. В попытке хоть как-то выровнять дорожную поверхность ее засыпали кирпичами. И сколько бы калабашек там поместилось, надо еще посчитать, ведь длина выбоины составила почти четыре метра, ширина - чуть более двух, а глубина - примерно 7,5 сантиметра.
В Белгороде просевший асфальт, образовавший глубокую и широкую яму, после долгих поездок по городу нашли на окраине. Здесь идеально ровное полотно обрывалось, а калабашку можно было бросать с разных углов - все равно бы поместилась. Активисты ОНФ, назвавшие белгородские дороги одними из лучших в России, были немного раздосадованы. Справедливости ради отметим, что эта яма стала результатом работы коммунальщиков: несколько дней назад здесь устраняли порыв водопровода. Иначе бы новый асфальт резать не пришлось.
Совершенства нет
Впрочем, как отметили инспекторы, и хорошие дороги могут быть опасны. Даже региональная трасса Старый Оскол - Белгород, признанная за время рейда по России лучшей, оказалась неидеальной.
- Мы увидели четыре полосы, круговые разъезды, освещение - это большой плюс, но с 60 по 70 километр образовалась колея, - констатировал эксперт. - Это значит, контроль грузовых автомобилей недостаточный.
В качестве другого примера Александр Васильев привел Красную площадь в Курске. Переход по ней местные жители называют "минутой страха", но пользуются им, ведь так быстрее перебраться на другую сторону улицы.
- Там организованы нерегулируемые пешеходные переходы через шесть полос движения, - подчеркнул депутат. - Переходить по такому опасно: водители не всегда замечают пешеходов в плотном транспортном потоке и не успевают затормозить.
Аналогичная ситуация - у 21-й средней школы Владимира, где недавно на средства федерального фонда безопасности дорожного движения был оборудован пешеходный переход. По мнению ГИБДД, он один из лучших в городе по оснащению. Однако эксперты ОНФ с такой оценкой не согласились. Как и в пресловутом курском случае, нерегулируемый пешеходный переход здесь устроен через шесть полос, хотя при такой ширине дороги должны устанавливаться светофоры.
Множество замечаний в каждом городе получили по поводу пешеходных переходов рядом со школами, больницами: не везде видны знаки и есть необходимые для безопасности искусственные неровности. А во Владимире оставляет желать лучшего состояние придорожной инфраструктуры рядом с медучреждениями - там не нашли ни одного парковочного места для людей с ограниченными возможностями. Плохо адаптированы для инвалидов и дорожные объекты рядом с социально значимыми учреждениями в Костроме и Ярославле.
Когда усилия недостаточны
Кстати, в Костроме активисты, похоже, намерены действовать максимально решительно и передать итоги проверки дорог не только чиновникам, но и прокурорам.
- В нормативном состоянии в городе лишь те дороги, которые отремонтированы в этом году. На остальных ямы, трещины, сплошные "заплатки". Усилия, которые местные власти предпринимают по установлению гарантийных сроков ремонта и привлечению подрядчиков к оперативному исправлению обнаруженных недостатков, явно недостаточны, - рассказали в ОНФ.
Замглавы администрации Юлия Хромушина признала, что "в ходе обследований дорог, которые мы проводим регулярно, были выявлены претензии по качеству ремонта 35 улиц, из которых подрядчики добровольно устранили недостатки только на восьми. Мы направили в суды 26 исков, по 18 из них решения уже приняты, еще восемь находятся на рассмотрении".
Впрочем, как поняли инспекторы в соседнем Ярославле, пределов несовершенства, похоже, просто нет. Здесь активисты ОНФ обнаружили такой провал, каких не видели ни в одном из 59 проинспектированных к тому моменту регионов. По словам Александра Васильева, яма на гарантийной дороге по улице Угличской является едва ли не самой глубокой в России. Этот "артефакт" на дороге, построенной лишь три года назад, оказался глубиной 18 сантиметров, шириной более метра и длиной около трех. Кроме того, большие ямы на гарантийных дорогах найдены на Тормозном шоссе, улицах Ньютона, Слепнева, Павлова, Гудованцева, Богдановича, Чкалова, Нагорной.
- Ярославль стал первым городом в Центральном федеральном округе, где дефекты на дорогах настолько очевидны, - отметил Александр Васильев. - Если в Костроме ямы и трещины встречаются на трассах, отремонтированных в 2011-м, то ярославские дороги 2012 года находятся в еще более удручающем состоянии. Они однозначно попадают в "черный список" нашей инспекции.
Как информирует региональное отделение ОНФ, ярославские дороги оказались также "богаты" на такие дефекты, как необработанные трещины, швы и заплатки, просадки люков и ливневки, разрушение верхнего слоя покрытия. Эти недостатки зафиксированы на тех же улицах, что и ямы, а также на Белинского, Пушкина и Андропова. А на Тормозном шоссе инспекторы обнаружили торчащие из дорожного покрытия… два пенька.
Александр Васильев, руководитель инспекции Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы:
- Наша инспекция оценивает качество дорог, которые были построены за последние четыре-пять лет. Мы должны понять, в каком они состоянии, увидеть проблемы и оценить действия властей. Страна в непростой экономической ситуации, и ремонтировать дважды одно и то же за счет бюджетных средств недопустимо. Поэтому все недостатки должны быть устранены исключительно на деньги подрядчиков.