Согласно данным Фессалийского университета, расположенного в центральной Греции, только в 2014 году греческими министерством обороны зафиксировано 2244 вторжения турецких самолетов и вертолетов в воздушное пространство страны. Примечательно, что годом ранее нарушений было значительно меньше - "всего" 636. Известно и то, что с 2008 по 2011 годы F-16 и другие самолеты турецких ВВС ежегодно пересекали греческую границу по тысяче и более раз.
"Если бы мы сбивали их самолеты каждый раз, когда они нарушают нашу границу, то у турков вообще не осталось бы самолетов. Тем более у нас есть российские системы С-300, расположенные на Крите", - пояснил "РГ" источник в оборонном ведомстве Греции.
Территориальный спор между двумя странами-членами НАТО вызван отказом Анкары признавать 10-мильную воздушную зону вокруг многочисленных греческих островов. В Турции уверены, что их пилоты летают в "международном пространстве" и категорически отказываются сообщать греческим диспетчерам о вхождении в район полетной информации (FIR) Греции.
В 2006 году рутинный перехват "залетевших" в чужое воздушное пространство турецких "Фантомов" и F-16 закончился трагически: турецкий и греческий истребители столкнулись в воздухе, что привело к гибели пилота из Греции. За десять лет до этого - в январе 1996 года дело едва не дошло до полноценного военного конфликта между Афинами и Анкарой, когда в результате греко-турецкого противостояния вокруг небольшого острова Имия потерпел крушение греческий военный вертолет, на борту которого погибли три офицера. До сих пор в Греции считают, что вертолет был сбит турками.
В этой связи неудивительно, что двойные стандарты, примененные Турцией в отношении сбитого самолета ВКС России, вызвали гнев пользователей греческих социальных сетей, пишет афинская газета "Прота тема". Все без исключения крупные местные издания в среду вышли с показательными заголовками на первых полосах: "Эрдоган играет с огнем", "Турция подливает масло в костер", "Кошмар рядом с нами", "Опасные игры Турции".
О том, как в Греции отреагировали на ЧП со сбитым турками Су-24, какие последствия этот инцидент повлечет для борьбы с международным терроризмом в Сирии и что связывает Анкару и "Исламское государство" (организация запрещена в России) "РГ" побеседовала с генеральным директором Греческого фонда европейских и внешнеполитических исследований (ЭЛИАМЕП) Таносом Докосом.
С учетом долгой истории регулярных вторжений самолетов турецких ВВС в воздушное пространство Греции, как вы оцениваете последние действия Анкары в отношении российского самолета в Сирии?
Танос Докос: Действия Турции определенно вызывают горькую усмешку у любого грека на фоне явного, регулярного и интенсивного нарушения турками воздушного пространства Греции, а также их частыми пролетами на низкой высоте над греческими островами в Эгейском море.
Ожидают ли в Греции более агрессивного поведения Анкары над оспариваемыми территориями в восточном Средиземноморье после инцидента с Су-24?
Танос Докос: Эти два вопроса, вероятно, не связаны друг с другом. На самом деле, после крушения российского самолета нарушения воздушного пространства Греции турецкими ВВС прекратились и в последние дни таких случаев не было.
По вашей оценке, каких последствий можно ожидать в российско-турецких отношениях?
Танос Докос: Цена любых серьезных политических, экономических и военных ответных мер, вероятно, является запретительной для обеих сторон. Однако с точки зрения внешнего наблюдателя, а также с учетом потерь человеческих жизней можно прогнозировать по меньшей мере ряда символическх ответных мер со стороны России. Надежда на то, что российская реакция не приведет к раскручиванию спирали эскалации.
Какое влияние окажет ЧП со сбитым российским самолетом на усилия международной коалиции по борьбе с "ИГ" в Сирии?
Танос Докос: Это станет препятствием. Ведь несмотря на наличие серьезных различий по вопросам Украины и конфликта в самой Сирии, основные игроки - Европа, США и Россия медленно двигались к постепенному совпадению своих позиций относительно необходимости стабилизировать Сирию с тем, чтобы победить "ИГ".
Ведет ли себя правительство Эрдогана искренне, претендуя на полноценную роль в уничтожении международного терроризма?
Танос Докос: На фоне всевозможных усилий, предпринимаемых по свержению режима Асада, Турция предоставила неизбирательную поддержку сирийской оппозиции. Особенно это касается многочисленных исламистских группировок. А это привело к усилению проникновения "ИГ" в турецкое общество. Теперь любое серьезное противодействие исламистам может дорого обойтись самой Анкаре. Как бы там ни было, в любом случае приоритетами Турции в Сирии останутся свержение Асада и противодействие возникновению и оформлению курдской автономии.
Между тем
По мнению CNN, главным военным вызовом можно назвать решение Москвы разместить в Сирии современный ракетный комплекс "земля-воздух" С-400 для обеспечения безопасности авиации. Этот шаг позволит российским военным контролировать все воздушное пространство над Сирией. По факту это будет означать, что любой самолет, неважно, турецкий или другой страны НАТО, должен будет получить "зеленый свет" от русских, считает международный корреспондент телекомпании Мэтью Чанс. Премьер Турции Ахмет Давутоглу взял на себя ответственность за инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сообщило CNN. "Я лично дал указание турецким ВВС сбить самолет", - признался политик. Он утверждал, что решение было принято в течение пяти минут после получения доклада от министра обороны о нарушении иностранным самолетом турецкого воздушного пространства. Однако турецкий информационный портал Haber Diyarbakir сообщил, что на полях G-20 в Белеке президент США Барак Обама мог согласиться с планами Турции осуществить нападение на российские самолеты, принимающие участие в операции против террористов "Исламского государства". Ставилась задача сорвать Венские переговоры по формированию широкой коалиции против террористов.