Новости

29.11.2015 22:00
Рубрика: В мире

Эрдоган сбивает журналистов

За три дня до того, как был сбит российский Су-24, СМИ Турции не подписали соглашение с "РГ"
Двадцать третьего ноября должен был выйти первый номер печатного приложения "Российской газеты" Russia Beyond the Headlines (RBTH) ("Россия поверх заголовков") в Турции. Восьмистраничное приложение, рассказывающее турецким читателям о нашей стране, должно было выходить в двух известных турецких газетах "Миллиет" и "Ватан.

Первый номер RBTH Турция готовился несколько недель, к работе над номером были привлечены профессиональные турецкие журналисты и редакторы. Первый турецкий выпуск должен был познакомить турецких читателей с различными сторонами жизни в России, политикой и экономикой нашей страны, культурой и достопримечательностями. Специально был подготовлен большой репортаж о турецкой диаспоре в Москве, рассказывающий турецким читателям об их соотечественниках, проживающих в российской столице. Также турецкому читателю предлагалось познакомиться с причинами "Почему русские любят Турцию", материалом, подготовленным специально для RBTH автором из Анталии Леной Кыр, статьями "Самые холодные города России", "Как русские театральные традиции повлияли на творчество известного турецкого режиссера Мусхина Эртугрула", написанными Алимом Абидулиным. Ведущие российские эксперты по Турции Виктор Надеин-Раевский и Владимир Аватков также написали специально для первого турецкого номера аналитические материалы о российско-турецких отношениях и перспективах сотрудничества двух стран.

Однако турецкому читателю так и не удалось познакомиться со всеми этими материалами. Первый выход в Турции так и не состоялся... Турецкие партнеры буквально накануне (20 ноября) под надуманными причинами отказались от дальнейшего сотрудничества. Очень жаль... Турки обычно в таких случаях говорят "кысмет", что буквально переводится как "судьба" или "не судьба", смотря с какой стороны смотреть.

26 ноября известный турецкий журналист, редактор влиятельнейшей турецкой газеты "Джумхурийет" Джан Дюндар был арестован по обвинению в шпионаже и участии в террористической группировке.

Вместе с ним по одному делу проходил другой не менее известный турецкий журналист Эрдем Гюль, возглавляющий представительство газеты в Анкаре. Поводом к аресту послужил репортаж "Джумхурийет" о том, как турецкие спецслужбы переправляли грузовики с оружием в Сирию в начале 2014 года. За день до ареста мне посчастливилось лично встретиться с Дюндаром.

Наша встреча состоялась 25 ноября, на следующий день после того, как Турция сбила российский самолет, по словам Анкары, нарушивший ее воздушное пространство. Инцидент стал причиной резкого ухудшения двусторонних отношений. Однако несмотря на разгоревшуюся антироссийскую кампанию в турецких СМИ, редактор "Джумхурийет" не только не отменил встречу, но встретил меня очень радушно по всем правилам восточного гостеприимства.

"Периодически на нас совершают нападения"

Редакция газеты "Джумхурийет" в Стамбуле расположилась в одном из престижных районов города Шишли. В этом районе находятся редакции других известных турецких газет "Миллийет" и "Ватан", а также газеты "Бюгюн". На подходе к редакции "Джумхурийет" меня удивило количество охраны и высокий металлический забор, которым огорожено здание редакции. "Это вы не смотрите так, - заметив мое удивление, сразу вступил в разговор один из охранников. - Мы одни из немногих независимых СМИ в Турции. Сторонники власти нас не любят. Часто тут бывают протесты. Периодически на нас совершают нападения".

Джан Дюндар встретил меня за работой в своем кабинете. Мы проговорили около часа. Я ему представила проект Russia Beyond the Headlines, который очень заинтересовал редактора "Джумхурийет". По словам Дюндара, читателю "Джумхурийет", безусловно, интересна Россия, ее политико-экономическая система, культура и история. Однако он также откровенно отметил, что в нынешних условиях с российскими проектами надо повременить.

"Мы не предатели... Мы журналисты"

На следующий день вечером, 26 ноября, Джан Дюндар и его коллега из анкарского представительства газеты Эрдем Гюль были арестованы по обвинению в шпионаже. Их также обвиняют в членстве в вооруженной террористической организации FETÖ, имеющей тесные связи с проживающим в США мусульманским богословом Фетхуллахом Гюленом, который ранее являлся близким соратником президента Эрдогана, сообщает турецкая газета "Хюррийет".

Причиной ареста стало видео, опубликованное "Джумхурийет" в мае этого года. На видео было показано, как турецкая полиция задерживает для осмотра грузовики с оружием, которые турецкая спецслужба MIT направляла в Сирию в январе 2014 года. 2 июня турецкий президент Эрдоган подал уголовный иск в суд на саму "Джумхурийет" и лично ее редактора Джана Дюндара, пригрозив последнему такими словами: "тот, кто написал этот репортаж, заплатит высокую цену". Президент сдержал свое слово.

"Нас обвиняют в шпионаже. Президент говорит, что наши действия - это "государственная измена". Но мы не предатели, шпионы или герои. Мы журналисты, заявил Дюндар перед судебным заседанием. - То, что мы сделали, это обычная журналистская работа", - передает слова журналиста "Хюррийет".

"Турция - репрессивная страна для журналистов"

Арест Джана Дюндара и Эрдема Гюля - это не первый и единичный случай в Турции. В марте 2011 года были арестованы два известных турецких журналиста Нэдим Шекер и Ахмет Шик, являющиеся жесткими критиками правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) и лично президента Эрдогана. В 2011 году автор "Миллийет" и ведущая телеканала NTV Нурай Мерт была уволена из газеты, а ее телевизионная передача закрыта из-за критики курдской политики Эрдогана. В мае 2012 года Али Акел, журналист турецкой проправительственной газеты "Йени Шафак", также был уволен из-за того, что опубликовал статью, критикующую политику Эрдогана в курдском вопросе. В декабре 2014 года в ходе рейдов в редакциях газеты "Заман" и телеканала "Саманйолу ТВ" были задержаны десятки журналистов, которым предъявили обвинения в "планировании государственного переворота". Давление на "Заман" продолжается и сейчас.

"Турция во время правления ПСР превратилась в одну из самых репрессивных стран для журналистов, стабильно входя в мировые лидеры по их количеству за решеткой, - отмечает Ильшат Саетов, кандидат политических наук, директор Росийско-турецкого научного центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. - Десятки судебных дел возбуждено за "оскорбление” властей, многие из которых - сообщения в Twitter. Сотни журналистов уволены из частных СМИ, потому что власти этого потребовали". По словам Саетова, немногим СМИ в Турции удается сохранить независимость. В качестве примера он приводит частный холдинг "Доган Медиа Груп", владеющий влиятельной газетой "Хюррийет" и телеканалом CNN Turk, а также еще рядом изданий. По мнению эксперта, холдинг пока не трогают, так как боятся негативной реакции на Западе.

Справка "РГ"

Джан Дюндар родился в 1961 году в Анкаре. Окончил престижный турецкий лицей имени Ататюрка. Позже изучал журналистику и политологию в Анкарском университете и Школе журналистики в Лондоне. Начиная с конца 1970-х Джан Дюндар работает журналистом в таких турецких изданиях, как "Хюрриет", "Нокта", "Сёз", "Янкы". В 1990-е годы Дюндар пишет аналитику для таких газет, как "Актюэль" и "Сабах". С 2001 по 2013 год работает в известной газете "Миллиет". Покинул газету после того, как владелец газеты холдинг "Доган Медиа Груп" под давлением турецких властей был вынужден продать "Миллиет" другому медиахолдингу. С 2013 года стал работать в "Джумхуриет". С февраля 2015 года является главным редактором газеты

Прямая речь

Ильхан Ташделен, турецкий журналист, член организации "Репортеры без границ":

- Джан Дюндар настоящий демократ, антифашист, очень хороший журналист. Знаю его лично уже много лет. Всегда читаю его статьи. Дюндар арестован ни за что. Он честно выполнял свой журналистский долг. За это и поплатился. Журналисты в Турции живут в постоянном страхе. Это может случиться с каждым, кто ответственно выполняет свою работу.

Джан Угур, турецкий журналист, редактор газеты "Биргюн":

- В нормальном демократическом обществе главная функция журналистов - информировать людей, предоставлять информацию. В Турции же если ты выполняешь свои прямые обязанности журналиста, то против тебя начинают судебное разбирательство. Турецкие власти хотят полностью контролировать СМИ. Против журналистов открывают уголовные дела, многих арестовывают. Кстати, против меня и двух моих коллег из газеты "Биргюн" открыто уголовное дело. Нас обвиняют в оскорблении президента. 2 декабря у нас будет слушание в суде.

Кемаль Гекташ, журналист газеты "Джумхуриет":

- Мы столкнулись с наивысшей точкой годами длившегося давления на турецкие СМИ. Раньше правительство Эрдогана и "джемаат" (сторонники турецкого богослова Фетхула Гюлена, проживающего в США. - Ред.) сотрудничали. Они использовали судебную систему в своих интересах и таким образом убирали всех неугодных оппозиционных журналистов. Они проводили "чистки" в рядах оппозиции. Сейчас руководство Турции и "джемаат" Гюлена стали врагами. А журналистов стали арестовывать по обвинению в связях с движением Гюлена, хотя они вовсе не имеют никакого отношения к этому движению. Все, что сейчас происходит в Турции, свидетельствует о том, что власти просто хотят убить журналистику в стране.

Взгляд из Стамбула

Турецкие журналисты почувствовали серьезные проблемы со свободой слова еще в 2007 году. Тогда руководство правящей "Партии справедливости и развития" (ПСР) инициировало так называемое дело "Эргенекон". В рамках этого процесса были осуждены более 240 человек, всех их подозревали в причастности к организованной группировке, целью которой якобы был военный переворот для свержения умеренно исламистского правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Среди арестованных было большое количество журналистов. Причем многие из них были известны своим профессионализмом.

В частности, за решетку попали депутат от Народно-республиканской партии колумнист газеты "Джумхуриет" Мустафа Балбай, тележурналист и колумнист таких авторитетных изданий, как "Миллиет" и "Акшам" Тунджай Озкан, главный редактор газеты "Айдынлык" Илькер Юджель и многие другие. Местные эксперты отмечают, что "членом" опасной организации можно было стать за одну статью, критикующую действующие власти. Аресты по этому делу продолжалась до 2013 года.

В том же 2013 году гонениям подверглись многие работники СМИ, которые освещали масштабные антиправительственные протесты, начавшиеся в стамбульском парке Гези. В частности, репортер газеты "Радикал" Исмаил Саймаз рассказал, что получал письма с угрозами в свой адрес по причине того, что он занимался расследованием смерти молодого человека, погибшего в ходе протестных акций в городе Эскишехир. Считается, что причиной его гибели стало попадание в голову гильзы, от пущенного местным спецназом снаряда. В 2014 году началась новая антижурналистская кампания. Тогда правоохранительные органы задерживали сотрудников СМИ, уделявших внимание громкому коррупционному скандалу, в котором были замешаны высокопоставленные чиновники, а также лично президент страны и члены его семьи. Полиция не раз врывалась в редакцию газеты "Заман", имеющую самый крупный в стране тираж. Она не раз публиковала щекотливые материалы на эту тему. Ее главный редактор Экрем Думанлы был также задержан (позже был выпущен под подписку о невыезде).

Уже в 2015 году давлению подверглась медиагруппа "Доган", которой принадлежат такие издания, как "Хюрриет" и "Радикал". Этим летом в здание редакции дважды врывались группы примерно по 100 человек, громивших рабочие кабинеты под скандирование проправительственных лозунгов. Поводом послужила критика, прозвучавшая на страницах издания, в адрес президента после его оценки результатов парламентских выборов 7 июня. Эрдоган заявил, что многих проблем в Турции удалось бы избежать, если бы избиратели проголосовали "правильно" и позволили бы ПСР вновь единолично сформировать правительство.

Наконец, накануне досрочных выборов уже в ноябре этого года были закрыты сразу несколько оппозиционных СМИ, входивших в холдинг "Коза-Ипек", в частности телеканалы "Бугюн ТВ" и "Каналтюрк". Кстати, по данным организации Репортеры без границ , на 2015 год Турция занимает 149 место в рейтинге стран по уровню свободы слова.

Взгляд из Вашингтона

Госдепартамент США резко раскритиковал правительство Турции за досудебный арест двух журналистов газеты "Республика". В заявлении пресс-службы американского внешнеполитического ведомства подчеркивается, что "эти расследования, уголовные обвинения и арест вызывают серьезные вопросы в отношении приверженности Турции фундаментальному принципу свободы прессы". В госдепартаменте напоминают, что "эти события являются лишь последними в цепи юридических и правоохранительных действий, которые были предприняты в сомнительных обстоятельствах по отношению к СМИ, критикующим правительство".

Вашингтон также призвал турецкие власти "проследить, чтобы все частные лица и организации, включая СМИ, имели возможность свободно высказывать самые разные мнения, в том числе критику, в соответствии с положениями конституции Турции, гарантирующей свободу прессы и самовыражения".

В мире Ближний Восток Турция РГ-Видео РГ-Фото