Село или город?
Более семисот человек, проживающих в поселке, даже не знают, кто они - сельчане или горожане. Юридически Армейский находится в черте города и не имеет статуса отдельного населенного пункта. Однако "горожане" до сих пор держат на подворьях свиней и коров, топят печки дровами и не запирают на засов двери.
Совхоз "Армейский" был организован в 1956 году и работал исключительно для нужд советской армии, обеспечивая воинские части продовольствием.
- Мой дед и его соседи сначала жили в землянках, пока возводили дома и ферму, - рассказал "РГ" Игорь Криворотько, проживающий на улице Новой.
На протяжении пятидесяти лет Армейский исправно снабжал войска мясом, яйцами и молоком. В "голодные" 1990-е именно благодаря его работникам, сохранившим скот, выживали целые воинские части, в которых офицерам месяцами не платили зарплату. Однако постепенно ситуация в армии улучшилась, сельхозхозяйства военным стали не нужны, и в 2004 году совхоз обанкротили. С тех пор поселок остался без власти. Формально он находится на территории городского округа, но земля до сих пор является федеральной собственностью, поэтому ни дома, ни инфраструктуру, ни дороги невозможно передать на баланс муниципалитета.
- Мы до сих пор не можем добиться даже приватизации участков, на которых расположены наши дома, - сетует бывший глава совхоза Михаил Андриященко. - Сараи, огороды, надворные постройки расположены на землях Минобороны. В свое время поселок строили абсолютно официально, со всеми разрешениями и документами. А сейчас получается, что все его жители стали нелегалами на чужой территории.
В школу с фонариком
Дома, возведенные на федеральной земле, нельзя ни продать, ни купить. Из-за юридического казуса в поселок уже тринадцать лет не могут провести газ. Ведь прокладывать трубы по неприватизированным участкам запрещено. Аналогично обстоит дело и с другими инженерными коммуникациями. Каждый вечер с наступлением темноты поселок погружается в кромешную тьму. На улицах Армейского нет ни одного фонаря. По словам жителей, на содержание уличного освещения необходимо 700 тысяч рублей в год. Однако взять эти деньги неоткуда. Городская администрация не выделяет поселку ни копейки.
- Это будет нецелевое расходование средств, - отвечают за запросы жителей чиновники. - Ведь земли, на которых стоят фонарные столбы, не являются собственностью города.
Дороги в Армейском не ремонтируются по той же причине. Латать ямы на "чужой земле" городские дорожные службы не имеют права. А военные, в свою очередь, отказываются помогать жителям расположенного на их землях "чужого" поселка. В бюджеты обеих структур "армейцы" не вписываются. Получается - лишние, внебюджетные люди.
- Даже школьный автобус нам не выделяют, несмотря на то, что в поселке живет семьдесят учеников, - жалуются жители поселка. - Каждое утро наши дети по темноте вынуждены выходить на дорогу с фонариками и ловить маршрутку, чтобы добраться до городских школ. Проезд каждого ребенка до места учебы ежемесячно обходится родителям минимум в семьсот рублей. При этом ни о какой безопасности не идет и речи.
Налогом - по волоките!
Представители муниципальной власти утверждают, что готовы принять на свой баланс поселковые земли хоть завтра. К тому же федеральный закон № 423-ФЗ предусматривает безвозмездную передачу недвижимого имущества минобороны в муниципальную собственность. Вот только военные чиновники омскую администрацию упорно игнорируют и на ее запросы не отвечают.
Чтобы поторопить военных с принятием решения, над которым они раздумывают уже более десяти лет, администрация Омска решила в пять раз поднять ставку земельного налога для Минобороны. Ведь как выяснилось, военным принадлежит шестнадцать процентов земель города Омска. Но фактически большая часть этих территорий никак не используется и находится в заброшенном состоянии.
- Минимальная ставка земельного налога при низкой кадастровой стоимости земельных участков приводит к существенным потерям бюджета города Омска, - говорит директор департамента финансов Омска Инна Парыгина. - Между тем при вовлечении в оборот земель обороны и размещении на них коммерческих объектов сумма потенциального земельного налога могла бы составить 1,5 миллиарда рублей в год.
Депутаты горсовета обратились в региональное заксобрание с предложением инициировать изменения в Налоговый кодекс РФ. Омичи предлагают повысить ставку по налогу для земель, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд с действующих 0,3 до 1,5 процента. Однако эксперты сомневаются в том, что эта инициатива будет поддержана на федеральном уровне.
Тем временем один из жителей Армейского уже отстоял в суде свое право на приватизацию участка земли, на котором стоит его дом. Его соседи также намерены обратиться в суды. "РГ" будет следить за развитием ситуации.
Любовь Горелышева, начальник управления учета и разграничения собственности министерства имущественных отношений Омской области:
- Работа по передаче объектов коммунальной инфраструктуры, социальной сферы и жилищного фонда военных городков в муниципальную собственность города Омска ведется с 2011 года. В июле 2012-го министерством обороны РФ создана рабочая группа по передаче имущества Вооруженных Сил РФ, расположенного на территории Омской области, из федеральной собственности в муниципальную.
19 марта 2014 года постановлением Омского городского Совета принято обращение к министру обороны РФ о безвозмездной передаче в собственность города Омска земельных участков, находящихся в границах военных городков и неиспользуемых для обеспечения полномочий в области обороны страны и безопасности государства. В перечень имущества, планируемого к передаче в муниципальную собственность, вошел и земельный участок в районе поселка Армейского.
В адрес министра обороны РФ также были направлены обращения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность города Омска земель обороны губернатором Омской области и мэром города Омска. Кроме того, в июле 2013 года принято постановление Законодательного собрания Омской области к правительству РФ по этому же вопросу. Вопрос о передаче военного недвижимого имущества и земельных участков минобороны неоднократно ставился перед федеральными органами государственного управления и депутатом Государственной Думы Виктором Шрейдером.
Но окончательное решение вопроса о передаче земель обороны в муниципальную собственность города Омска будет приниматься министерством обороны РФ. Вместе с тем для завершения вопросов передачи земельного участка в районе поселка Армейского в муниципальную собственность необходимо провести кадастровые работы по земельным участкам.