В России завершился II Всероссийский музыкальный конкурс

II Всероссийский музыкальный конкурс завершился состязаниями дирижеров-симфонистов. За призовые места в финале боролись четыре молодых дирижера, представляющих две столицы - Москву и Санкт-Петербург, а также Нижний Новгород (всего на конкурс поступила 71 заявка из разных российских городов). Жюри приняло решение I премию не присуждать. Обладателем Второй стал Валентин Урюпин (Москва). Он рассказал "РГ" о том, как проходили соревнования представителей одной из самых сложных музыкальных профессий.

Что нового привнес Всероссийский музыкальный конкурс в вашу профессиональную карьеру?

Валентин Урюпин: Знакомство с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. Мы никогда раньше не работали вместе, а тут - сразу пять раз удалось побывать на одной сцене. Встреча с оркестром высокого уровня - это всегда радостно. Что касается карьеры, сложно что-либо сказать - она, слава Богу, развивается, так или иначе. Однако, конкурс - это всегда качественный рывок. Со временем понимаешь, насколько трудна эта профессия, и даже, когда кажется, что во многом разобрался, в следующую секунду обнаруживаешь, что картина на самом деле ещё более сложная. Для меня участие в конкурсе - большой стимул к преодолению собственных несовершенств и к максимальному погружению в творчество.

Номинация "Оперно-симфоническое дирижирование", но почему в гала-концерте лауреатов не было представлено ни одной оперной сцены?

Валентин Урюпин: Их не было и в конкурсной программе. Скажу как дирижер, много работающий в опере, в балете, и на симфонической эстраде. Конечно, есть специфика; театр включает в себя разные факторы, которые, скажем, в симфоническом дирижировании особенно не участвуют. Однако главное - есть ли у дирижера внутренний мощный "аккумулятор", некий духовный свет, который должен передаваться музыкантам. Дальше уже начинаются детали. В истории большинство крупных дирижеров одинаково успешно работали и в опере, и на сцене.

Уже прошло более полгода с конкурса Чайковского. Вы дирижировали оркестром на втором туре у скрипачей. В итоге согласились результатами?

Валентин Урюпин: Не буду комментировать распределение премий на конкурсе Чайковского, но хочу сказать, что кроме тех скрипачей, которых я уже знаю и люблю, конкурс открыл для меня артистку высочайшего ранга Клару Джумми Канг. Для меня Клара - это тончайшее, сакральное соприкосновение с музыкой. Каждую секунду она доказывает, что рождена для того, чтобы быть на сцене. Думаю, ее успех после конкурса - доказательство того, что она не из армии спортивных, но пустоватых виртуозов, которых всегда довольно много. И Ким Пом Сори, и Александра Конунова, и российские скрипачи (не хочу никого особо выделять, так как давно их знаю и высоко ценю) произвели прекрасное впечатление. Вообще, я не очень большое внимание уделяю распределению мест и премий. Вот даже сейчас, на Всероссийском музыкальном конкурсе, результат (хотя он был для меня очень приятен) - это было последнее, о чем я думал…

Кстати

В номинации "Оперно-симфоническое" дирижирование III премию поделили Алексей Рубин (Санкт-Петербург) и Тимур Зангиев (Москва). У дирижеров-хормейстеров I премию получил Тимофей Гольберг (Нижний Новгород); II премию поделили Виктория Добровольская (Санкт-Петербург) и Максим Попов (Москва), III премию получили сразу три дирижера-хоровика: Анна Меренюк (Новосибирск), Даниил Журилов (Москва), Дина Венедиктова (Казань). Следующий этап II Всероссийского музыкального конкурса пройдет в 2016 году. Он будет посвящен деревянным духовым инструментам (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медным духовым инструментам (валторна, труба, тромбон, туба), ударным инструментам, ансамблям духовых инструментов, а также органу и арфе…