Что думает Заполярье об отмене транспортного налога
Обращений в министерство финансов Российской Федерации столько, что на официальном сайте едва ли не на главной странице опубликовано разъяснение ситуации. "Транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Вводя транспортный налог, законодательные органы субъекта определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера ставки и льгот находятся в компетенции представительных органов областей и республик", - говорится в сообщении министерства финансов России.
Так, в регионах Северо-Западного федерального округа сложилась полярная ситуация. Например, в 2015 году за легковой автомобиль мощностью от 100 до 150 лошадиных сил жители Архангельской области платили по ставке в 24 рубля. В Ленинградской и Вологодской областях больше - по 35 рублей, а в Калининграде и Пскове меньше - по 15 рублей. Если взять наиболее часто встречающуюся машину (к примеру, мощностью в 120 лошадиных сил), то в Архангельске ежегодные выплаты составят 2880 рублей, в Ленобласти и на Вологодчине - 4,2 тысячи, а в Калининграде и Пскове - 1,8 тысячи. Во многих регионах на учете, кроме того, стоит водный транспорт - катера, моторные лодки. Здесь стоимость одной лошадиной силы тоже неодинакова: дороже всего получается в Калининградской области - 69 рублей (если сотня лошадиных сил, 6,9 тысячи в год соответственно). Дешевле всего в Вологодской области - 15 рублей и в Псковской области - 25 рублей.
А в Мурманской области самый популярный транспорт до 100 лошадиных сил. По данным налоговой службы региона, большинство жителей Заполярья платят налог по ставке 10 рублей. Общая сумма транспортного налога в областном бюджете около 483 миллионов (363 - с физических лиц и 120 - с юридических), сообщил председатель профильного комитета областного парламента Михаил Антропов.
- Конечно, ни одному региону это не выгодно - ведь из-за отмены транспортного налога местная казна теряет средства, - говорит Михаил Антропов.
По данным думского комитета, дорожный фонд Мурманской области составляет около двух миллиардов рублей. При этом доля акцизов, поступающих в фонд, увеличилась. Сами акцизы на нефтепродукты выросли с 10 до 20-30 копеек. Доходы от уплаты акцизов, которые поступят в дорожный фонд области, по предварительным подсчетам, 1 миллиард 287 миллионов рублей на 2016 год. В то же время задолженность по транспортному налогу составила 240 миллионов рублей. Система оплаты только по акцизам на топливо исключает возможность не заплатить в фонд, замечают специалисты.
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака, дублирующая плата в виде транспортного налога должна быть отменена. Бюджет дорожных фондов должен формироваться только из акцизов. Есть предложения заменить налог экологическим сбором. Варианты еще обсуждаются.
Минфин уже ответил, что в случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется повысить ставки акцизов на нефтепродукты не менее чем в два раза, что в свою очередь приведет к значительному росту цен на топливо и практически на все товары соответственно.
Сегодня в регионах СЗФО стоимость литра бензина зависит от удаленности: чем дальше, тем цены выше. Так, дизельное топливо (ДТ) в СЗФО можно залить в среднем за 36 рублей. Самая высокая цена наблюдается в Мурманске - 38 рублей 20 копеек и в Карелии - 37 рублей 10 копеек, самая доступная - в Ленинградской области: 34 рубля 50 копеек. За 95-й бензин придется отдать около 38 рублей, при этом дешевле всего заправка обойдется в Псковской области - 36 рублей 70 копеек за литр. Несколько затратнее на общем фоне выглядит 98-й бензин: его цена в среднем составляет 40 рублей. Самая высокая стоимость топлива этого вида зафиксирована в Ленинградской области - до 48 рублей, а самая низкая в Архангельской области - 37 рублей 90 копеек.
Повышение цен на автомобильное топливо, так или иначе, коснулось регионов в начале текущего года. По примерным подсчетам, с зимы бензин подорожал на три - пять процентов, или более чем на рубль. При этом, к примеру, в Калининграде последний скачок был зафиксирован буквально месяц назад - в среднем цена выросла на 30-40 копеек. В Великом Новгороде до лета никакого роста не наблюдалось, зато в июле - августе автомобилистам пришлось раскошеливаться на 2,5 процента сверх привычного. На вологодских АЗС последнее повышение цен произошло во второй половине сентября. Тогда бензин марки АИ-92 прибавил 43 копейки, марки АИ-95 - 55 копеек, а дизельное топливо - семь копеек. После этого рост цен приостановился. Также в сентябре на 15 копеек выросла цена в Архангельской области. Перспективы удаленного Мурманска, куда и без того дороже всего возить грузы, пессимистичны. Жители Заполярного региона смогут сэкономить на уплате транспортного налога, но ответят рублем за реформу при покупке всех завозных товаров.