С парниковой эмиссией Россия будет бороться с помощью новых технологий

Нанотехнологии способны снизить выбросы углекислого газа в мировую атмосферу на 1,5 миллиарда тонн, тем самым внести огромный вклад в борьбу против мирового потепления. Об этом заявил на конференции ООН по климату, которая сейчас проходит в парижском пригороде Ле-Бурже, председатель правления ООО "УК "РОСНАНО" Анатолий Чубайс. "Российская газета" попросила его ответить на несколько вопросов.

- Анатолий Борисович, в чем суть экстраординарного, революционного решения в области энергосбережения, которое вызвало живой интерес на климатическом форуме в Ле-Бурже?

Анатолий Чубайс: Речь идет о технологии производства углеродных нанотрубок. Почему значимость этой темы такова, что она была, напомню, затронута российским президентом в его выступлении в день открытия климатического форума в Ле-Бурже? Должен сказать, что углеродные нанотрубки - это явление известное с начала 90-х годов прошлого столетия и в некотором смысле ставшее одним из драйверов развития нанотехнологий вообще. Что они из себя представляют? В школе нас учили, что углерод существует в двух кристаллических формах. Это графит и алмаз. Однако оказалось, что есть иные формы. В том числе углеродные нанотрубки. Если взять один графитный слой и свернуть его в цилиндр, то получается углеродная одностенная нанотрубка с диаметром примерно 1-1,5 нанометра (нанометр - одна миллиардная часть метра. - Прим.ред.). Вскоре выяснилось, что они обладают целым рядом замечательных свойств. Если их добавлять в минимальных концентрациях, меньше одного процента, например в алюминий, то получаешь металл с прочностью титана. Это механическое свойство трубок. Если добавить в материалы, не проводящие электроэнергию, например, в резину, то она становится электропроводной.

Так что углеродные трубки - поразительный природный элемент, который при очень малых добавках сильно изменяет конечные свойства материалов - механические, химические, оптические и многие другие.

- В чем российский прорыв в этой области?

Анатолий Чубайс: Человечество знает об этих свойствах уже три десятка лет, но все существующие производства одностенных углеродных нанотрубок - лабораторные. До недавних пор никому не удавалось сделать реальные промышленные технологии. У нас это получилось. Речь идет о российской компании ОСSiAl, которая находится в Новосибирске. Она была создана при поддержке "РОСНАНО". На сегодняшний день удалось построить настоящий промышленный реактор. Он позволил в прошлом году произвести 200 килограммов нанотрубок при мировом рынке в две тысячи килограммов. В этом году мы произвели уже одну тысячу килограммов, что составляет половину мирового рынка. Учитывая, что мощность установки потенциально способна производить до 10 тонн, то это означает, что производство будет нарастать. Одновременно с этим мы заложили еще одну установку мощностью на 30 тонн.

Уникальность проекта нанотрубок в том, что вся интеллектуальная собственность полностью российская

Почему мы уверены, что мировой рынок примет такие объемы? По той простой причине, что в силу создания промышленных технологий мы радикально снизили цену продукта. Сейчас в 75 раз, а в перспективе - до 300 раз. Вот именно здесь, как нам представляется, и лежит та самая революция в базовых материалах, что позволит сделать металлы и цемент прочнее, аккумуляторы и батареи с большим сроком жизненного цикла, полимеры с новыми полезными качествами и так далее.

- В чем полезный эффект для мирового климата?

Анатолий Чубайс: Воздействие этих нанотехнологий, как нам кажется, может быть фундаментальным. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы заказали серьезное научное исследование. Смысл его вот в чем. Традиционный подход, о чем много говорят на конференции ООН по климату, почти всегда связан с энергетикой в самых разных ее ипостасях. Альтернативная или возобновляемая энергетика, энергоэффективность традиционных технологий, снижение потребления энергоносителей. Все это правильно и разумно. Однако нам кажется, что помимо этого взгляда на глобальное потепление со стороны энергетики должен быть еще один подход. Со стороны материалов. Его же явно не хватает. Ведь понятно, что если мы получим бетон вдвое более прочный, это означает, что толщина стен может быть вдвое меньше. Если у нас будет металл вдвое прочнее, то и вдвое меньше его уйдет на то или иное изделие. Или такой пример. При снижении веса автомобиля благодаря использованию материалов с улучшенными качествами вырастет его КПД, в том числе за счет снижения потребления топлива. Это уже не говоря о том, что вся технологическая цепочка его производства станет более экономной.

Вот к какому выводу пришли ученые. Оказывается, что вклад базовых материалов в глобальное потепление составляет 28 процентов. Это колоссальная цифра. Это означает, что если мы способны производить одностенные углеродные нанотрубки в промышленных масштабах и реально их использовать, то только в России снижение выбросов углекислого газа в 2030 году составит 160-180 миллионов тонн. Причем глобальный эффект может составить 1,5 миллиарда тонн, а это 22 процента от совокупного эффекта возможного снижения выбросов углекислого газа всеми известными методами.

Думается, что наше предложение в некотором смысле может стать сменой парадигмы подхода к Киотскому протоколу. Вместо идеи "чистая энергия дает будущее с низкими выбросами углекислого газа" получится "чистая энергия плюс чистые материалы", что приведет к искомому результату.

На конференции сейчас много говорят о мерах, которые могли бы дополнить уже существующие. Российские нанотехнологии - ответ на эти требования.

-У вас налажено международное сотрудничество?

Анатолий Чубайс: Конечно. Картина следующая. Уникальность нашего проекта состоит в том, что вся интеллектуальная собственность, весь НИОКР, то есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, с ним связанные, - полностью российские. На сто процентов. Все это защищено патентами в России и в мире в целом. Рынок применения этих технологий не только отечественный, он - глобальный. Поэтому на сегодня у нас имеются связи, ведутся совместные исследования с 350 зарубежными компаниями, ведущими научными и технологическими институтами в 17 странах мира. Мы предоставляем им бесплатно образцы материалов с целью дальнейшего исследования их свойств.

Важное дополнение. Год назад я пришел к президенту Татарстана Рустаму Минниханову, рассказал о наших проектах. Дело в том, что в Татарстане имеется колоссальный нефтехимический комплекс, который потенциально является крупнейшим кластером применения нанотрубок. Рустам Нургалиевич понял нас и поддержал, провел серьезное совещание, на котором ключевым республиканским нефтехимическим компаниям, занятым в изготовлении продукции на нефтяном сырье, включая пластик, резину, шины и многое другое, поручил работать совместно с нами. Сейчас мы этим активно занимаемся. Мы хорошо подвигаемся вперед, например, с ОАО "Нефтекамскшина" и рядом других татарстанских предприятий. Нам не хотелось бы оказаться в ситуации, когда за рубежом начнут внедрять наши технологии, а в России мы это дело прохлопаем. Поэтому не в меньшей степени мы опираемся на российский промышленный потенциал.