"РГ" опубликовала закон о федеральном бюджете на 2016 год

Сегодня "Российская газета" публикует закон о федеральном бюджете на 2016 год. Он рассчитан на один год, впервые за последние восемь лет. Ранее бюджеты верстались сразу на трехлетку. Параметры, которые будут влиять на наполнение казны, остались теми же, что и планировалось, однако финансирование социальных программ решено увеличить.

По сравнению с первоначальной версткой доходов и расходов, подготовленной минфином, после рассмотрения проекта бюджета в Госдуме была исправлена величина бюджетного кредитования российских регионов. Расходы по этому направлению серьезно выросли: со 140 миллиардов рублей до 310 миллиардов. Правом займов субъекты Федерации смогут воспользоваться уже в январе-феврале, покрывая ими собственные дефициты бюджетов, а также финансируя ликвидацию последствий техногенных аварий и природных катаклизмов.

Условия, на которых будут кредитоваться регионы, останутся жесткими: им нельзя будет принимать на себя новые обязательства по расходам. Исключением из этого правила станут лишь регионы, где доля федеральной финансовой помощи в доходах не превышает десяти процентов. По данным агентства Standard&Poors, бюджетные кредиты занимают в общей доле регионального долгового бремени около 35 процентов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в следующем году получат более 70 российских регионов, 14 субъектов денежная чаша минует.

Дополнительное финансирование в 2016 году ожидает и социальную сферу. На ремонт российских школ будет выделено 50 миллиардов рублей, на различные проекты в Крыму - 43 миллиарда рублей. Отечественная наука получит дополнительный допинг в виде 15 миллиардов рублей, сельхозпроизводители - 9 миллиардов рублей. Деньги выделят на льготы инвалидам, а также российским семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. Представители Госдумы сообщали, что все дополнительные миллиарды были найдены за счет сокращения неэффективных расходов федерального бюджета.

Основные характеристики бюджета на стадиях его рассмотрения не менялись. Доходы госказны в следующем году ожидаются на уровне 13,7 триллиона рублей, расходы - более 16 триллионов рублей. Бюджет сверстан с дефицитом, который не должен превысить 3 процентов ВВП.

Достижение такого уровня дефицита - главная задача федерального бюджета, однако для ее успешного выполнения неизбежно придется затрачивать дополнительные усилия, считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. "Тем не менее цель эта вполне достижимая в 2016 году. У нас пока есть резервы, накопленные в суверенных фондах. Плюс в течение года для дополнительных доходов бюджета могут возникнуть "окна" в виде положительной курсовой динамики", - полагает собеседник "Российской газеты". Возможностей для выполнения всех запланированных на 2016 год социальных расходов у бюджета тоже хватит, добавляет он.

Главный финансовый документ страны верстается из расчета среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель и среднего курса доллара в 63,3 рубля. Именно вокруг этих цифр при обсуждении бюджета было сломано больше всего финансовых копий.

В последний раз стоимость нефти превышала 50 долларов за баррель в начале ноября 2015 года, потом мировые цены на "черное золото" начали падать.

Резким этот процесс стал в начале декабря, после заседания ОПЕК, где картель не смог принять решение об изменении ежедневных квот на добычу нефти, тем самым фактически отказавшись поддерживать цены. Ситуацию осложняет также общий избыток сырья на мировом рынке и грядущий выход на него дополнительных объемов иранской нефти. В итоге в декабре цена барреля держится ниже 40 долларов, а курс российской валюты, зависящий от котировок на "черное золото", - около 70 рублей за доллар.

Макроэкономические риски, связанные с нефтью и рублем, в минфине уже учитывают. "Эти риски могут реализоваться в той или иной степени в будущем году, и тогда это повлияет на динамику экономики и, в свою очередь, на исполнение бюджета. Риски можно оценить в 2 процента ВВП неполученных доходов. Чтобы минимизировать последствия для экономики, мы должны быть готовы к любым сценариям и уже сейчас принять решения о необходимых мерах", - рассказала "Российской газете" помощник министра финансов РФ Светлана Никитина.

Свою оценку рисков, расчеты и перечень возможных мер минфин направит правительству. "Усилия нужно предпринимать по трем направлениям: повышение доходов за счет улучшения администрирования, работа с расходной частью, отказ от неприоритетных расходов, экономия резервов; повышение доходов от приватизации госимущества", - заявила Светлана Никитина. Окончательное решение по итогам доклада будет принимать кабинет министров.

По мнению замглавы минфина Максима Орешкина, мировые цены на нефть в ближайшие пять-семь лет будут находиться на уровне 40-60 долларов за баррель. Однако ее реальная стоимость может упасть ниже планируемой ведомством планки, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ Людмила Пронина. Нынешние ценовые качели она называет не временной, а глобальной перестройкой мировой экономики.

"В связи с этим принятый на 2016 год бюджет будет корректироваться, скорее всего, в весеннюю сессию Госдумы. Будет как минимум одна коррекция, может быть и две", - заявила собеседница "Российской газеты". Само по себе изменение ряда параметров бюджета уже после его принятия и подписания - явление не новое. Бюджет-2015 переживал коррекцию четыре раза.

Для минимизирования рисков при планировании доходов и расходов, связанных с экономической ситуацией, бюджетный процесс в России пока будет однолетним, а не трехлетним. К такой мере уже прибегали в 2008 году. С 2009 года минфин снова перешел на верстку трехлетнего федерального бюджета. Случится ли то же самое с главным финансовым документом на 2017 год, пока неясно. Еще одна новация - появление антикризисного фонда, деньги из которого будут тратиться по решению правительства на поддержку отдельных отраслей экономики, включая аграрный сектор.

Также на 2016 год из бюджетного процесса исключается бюджетное правило, которое определяло предельный уровень расходов государства исходя из цен на нефть за последние три года, стимулируя копить излишки от высокой цены барреля и не раздувая расходы госсектора. От высокой цены "черного золота" больше ничего не осталось, как и от бюджетного правила, которое, как заявлял Антон Силуанов, может еще вернуться, но в измененном виде.

По крайней мере в первом полугодии 2016 года не стоит ожидать и индексации пенсий на уровень инфляции 2015 года, которая к середине декабря составила, по данным Росстата, 12,5 процента. С 1 февраля 2016 года страховые пенсии в России повысят на 4 процента. Величина их индексации во втором полугодии будет зависеть от конкретной ситуации в экономике, которой в минэкономразвития предварительно предсказали рост на 0,7 процента в 2016 году.

По мнению Никиты Масленникова, крепко задуматься над рисками придется при верстке бюджета на 2017 год. "Скорее всего, тогда и придется прибегнуть к маневрированию бюджетных расходов, плавно перемещая все больше затрат в сторону развития человеческого капитала, образования, здравоохранения", - считает он. Только такой разворот позволит российской экономике выйти на действительно устойчивый рост, заключает Никита Масленников.