22.12.2015 00:42

Покупатель тормозит сам

Автовладельцы отказываются от помощи при парковке
Настоящими "рабочими лошадками" россияне считают автомобили LADA Largus, Renault Logan и Hyundai Solaris. Последний также возглавил список самых современных машин по мнению соотечественников, показало исследование "Рейтинги авто года", за ним следуют KIA Rio и Mazda 6. "Отметился" Hyundai Solaris даже в тройке лидеров самых женских авто - на первых местах KIA Picanto и Nissan Juke. Самыми семейными стали LADA Largus, Volkswagen Touran и Hyundai H-1.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ноябре лучше всего в России продавались автомобили LADA - было продано 21,5 тыс. машин, хотя по сравнению с ноябрем прошлого года продажи упали на 29%. В пятерку лидеров ноября этого года также вошли Hyundai (15,1 тыс. - 7%), KIA (14,1 тыс. - 32%), Renault (10,3 тыс. - 46%) и Toyota (7,5 тыс. - 53%). Топ-5 лидеров продаж был практически неизменен на протяжении всего года, только в октябре Toyota потеснила Volkswagen, а в январе, мае и июне Nissan.

"В 2015 году россияне выбирали преимущественно авто класса B, среди которых Hyundai Solaris и KIA Rio - их доля составила 40,7% от всех проданных машин, - подтвердил директор департамента продаж ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев. - В базовой комплектации всегда есть передний привод и четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Незначительно снизилась продажа машин с автоматической трансмиссией - на 1,1% меньше, чем в 2014 году, в то время как за период 2011-2014 гг. доля машин с автоматической коробкой передач неизменно росла на 2-3% в год. Сегодня часть таких авто составляет 48% от всех проданных". Автолюбители стали больше выбирать транспорт с механической коробкой передач из-за низкой стоимости, пояснил эксперт. Из дополнительных функций наиболее востребованы при покупке подогрев сидений (его выбирают более 90% покупателей) и климат-контроль (64%). Также покупатели часто устанавливают автозапуск, подогрев зеркал и лобового стекла. Все эти опции связаны с особенностями климата нашей страны и стоят в приоритете перед остальными менее значимыми дополнениями.

"Самые распространенные заказы - защита картера и сигнализация, не случайно эксперты отмечают, что российский клиент ценит прежде всего безопасность, - отметила директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр Светлана Виноградова. - Мы не отмечаем выраженной тенденции, что клиенты стали экономить на своем комфорте и безопасности, и поэтому отказываются от дополнительных опций".

Около 40% покупателей не отказываются и от мелких дополнений: мультимедийной системы, позволяющей синхронизироваться со смартфоном, передних подлокотников, системы громкой связи в салоне. А вот на таких технологиях, как контроль усталости водителя, помощь при парковке, автоматическое торможение и круиз-контроль, россияне предпочитают экономить. "Подобные электронные помощники кажутся нашим автовладельцам лишней тратой денег, так как для их работы нужен ровный асфальт, четкая разметка парковочных мест, что далеко не везде встречается в России", - пояснил Зиновьев.

Структура спроса в разных ценовых эшелонах рынка неоднородна, отмечают участники рынка. "В сегменте бюджетных автомобилей на старшие комплектации редко приходится более 10-20% спроса, а наиболее востребованы автомобили с разумно-достаточным уровнем оснащения. В продажах дорогих седанов и внедорожников доля топовых комплектаций может доходить до 50% и выше", - рассказала Светлана Виноградова. Она добавила, что речь идет о тех автомобилях, которые имеют фиксированные уровни оснащения. Некоторые производители предлагают другой подход: они дают возможность купить опции по отдельности. При этом их выбор столь велик, что заказать весь спектр оснащения не представляется возможным.

Инфографика РГ / Мария Пахмутова / Юлия Воронина

Несмотря на кризис, предложения на российском авторынке соответствуют потребительскому спросу - есть из чего выбирать. Наиболее ожидаемые автомобили - это отечественный хэтчбек LADA X-Ray, а также кроссоверы Audi Q7, Volvo XC 90 и внедорожники BMW X5 M, BMW X6 M. Также ожидается второе поколение популярной модели Hyundai Solaris, но она появится в России лишь к началу 2017 года. По словам Александра Зиновьева, кроссоверы занимают лидирующие позиции в списке наиболее популярных типов кузова на российском авторынке - их доля составила 35,6% от общих продаж автомобилей за 10 месяцев 2015 года. В пятерку лучших за октябрь вошли Renault Duster, Chevrolet Niva, Lada 4X4, Hyundai ix35, УАЗ Патриот. "Их популярность связана с финансовой доступностью - многие модели можно приобрести по стоимости меньше, чем за 1,5 млн руб.", - добавил эксперт.

По словам Светланы Виноградовой, кроссоверы - действительно очень популярный тип кузова у россиян, что связано с практичностью таких автомобилей (у них, как правило, высокий клиренс, более вместительные салон и багажник). Однако в нижнем ценовом сегменте автомобили с кузовом седан пользуются большим спросом, добавила она, поскольку кроссоверы дороже, и набор предложений здесь ограничен. В списке ТОП-10 моделей, по данным АЕБ, лишь три кроссовера. "Если говорить о потребительских предпочтениях, то правильнее апеллировать не к типу кузова, а прежде всего к ценовой категории, - считает Виноградова. - Продажи дорогих внедорожников и больших премиум-седанов стабильны. В среднем ценовом сегменте - здесь и недорогие кроссоверы, и большие седаны массовых брендов, и нижний ценовой эшелон премиум-сегмента - мы наблюдаем спад продаж". В сегменте автомобилей ценой до миллиона рублей тоже есть спад, но он не столь ощутим благодаря действующим программам льготного кредитования и утилизации, которые сильно поддержали рынок. Без этих программ спад здесь был бы гораздо сильнее.