Полина Дашкова: Подарок чиновнику - это чаще всего взятка

Полина Дашкова, писатель

Еще Грибоедов в "Горе от ума" осуждает чинопочитание, трусость и услужливость. Поэтому, касаясь темы запрета подарков для чиновников, прежде всего нужно сдерживать тех услужливых дарителей, которые своими презентами их развращают и распускают. И чиновничья вседозволенность, которая в России существует со времен Петра I, когда чиновничество появилось как класс, во многом поощряется людьми, которые от них зависят. Хорошо бы, если бы рассматриваемый законопроект о запрете подарков для госслужащих, о котором пишет "РГ", касался бы и взяткодателей. Ведь подарок чиновнику, если это не личный сюрприз от его детей, жены, родителей, близких людей, если это не коробка конфет из супермаркета, которую сегодня даже врачу дарить неприлично, - это чаще всего взятка. А какие могут быть личные отношения с государственным служащим?

По уже существующему закону, чиновников обязали сдавать подарок государству, если его стоимость превышает три тысячи рублей. Не уверена, что стоит создавать некий государственный комиссионный магазин, который бы принимал дорогие подарки для чиновников и перенаправлял деньги, вырученные от продажи этих вещей, в детдома или дома престарелых. Лучше бы было, если бы государственные служащие напрямую передаривали свои подарки детям-сиротам и брошеным старикам.

Но все любят сюрпризы. И ценность подарка зависит совсем не от того, сколько он стоит. В советское время оригинальным сюрпризом к Новому году могла стать обычная елочная игрушка, из довоенного периода 30-40-х годов. А детские подарки, - рисуночки, поделки, созданные своими руками, я до сих пор храню, и им нет цены. Не забуду один творческий подарок, который мне вручила моя читательница. Она сшила для меня чудеснейшего зайца. Вот если кто-то преподнесет государственному служащему такой подарок, он может без зазрения совести и с чистой душой его принять. Но я не думаю, что кому-нибудь придет в голову чиновнику подарить самодельную мягкую игрушку.