Новый эпизод "Шерлока" оказался полон сюрпризов - приятных и не очень
Но это еще не повод кручиниться. Создатели шоу, концепция которого сама по себе стала смелым - и неожиданно удачным - экспериментом, решили не ограничиваться простым обращением к переживающей очередной период сверхпопулярности викторианской готике (достаточно вспомнить стимпанковые опыты Гая Ричи, основанные на том же источнике, и недавнюю реанимацию монстра Франкенштейна). Вместо этого они продолжили экспериментировать - и, благодаря формату "рождественского эпизода" не будучи скованными никакими рамками, пустились во все тяжкие. Наблюдать за тем, как талантливая команда вовсю куражится, в постмодернистском угаре меняя местами смыслы и цепляя одну ложную ссылку к другой, весьма увлекательно.
Как и прежде, создатели "Шерлока" всячески демонстрируют, с одной стороны, свою любовь к литературному первоисточнику, с другой - неудержимое желание над этим первоисточником поиздеваться. В кадре появятся пять апельсиновых косточек и Рейхенбахский водопад, а еще - намеки на "Голубой карбункул" и даже "Пеструю ленту". Вот только знатокам творчества Конан Дойла ловить сценаристов сериала не на чем. Все эти штрихи остаются лишь штрихами. Если эпизоды сериала обычно являются хоть и своеобразной, но - интерпретацией рассказов о Холмсе и Ватсоне, то сюжет "Безобразной невесты" развивается абсолютно независимо от них. Авторы не оставили ему шанса сколь-нибудь серьезно пересечься с текстами Конан Дойла, сразу взяв курс на многослойные фокусы Кристофера Нолана.
Что до пресловутой викторианской эпохи, то в качестве элемента паззла она, конечно, присутствует. И исполнен этот элемент безупречно - на воссоздании атмосферы Англии XIX столетия спецы BBC набили руку уже давно. Тут вам и декорации старого Лондона, и новый (или старый - тут уж как посмотреть) интерьер дома 221B на Бейкер-Стрит, и гордость за свой прогрессивный век. Гордость, кстати, эта изображена весьма карикатурно - проецирование комплексов нынешних британцев на своих предков умудряется занести в откровенно фарсовый сценарий совершенно не нужный феминистический пафос, который смотрится в таких условиях даже менее уместно, чем в недавнем "Безумном Максе".
Тем, кто любит сериал "Шерлок" в его первозданном виде, тоже есть чему порадоваться. "Чертоги разума", фирменный юмор, циничный сноб Майкрофт (пусть немного поправившийся - и явно способный конкурировать в этом со Стивеном Фраем), едкие замечания в адрес Ватсона и Лестрейда - в наличии.
В наличии - и замечательные актеры, которые с момента премьеры первого сезона в далеком 2010-м превратились в настоящих суперзвезд. Мартин Фримен успел побывать Бильбо Бэггинсом в спорной экранизации "Хоббита" и Лестером Найгаардом в первом сезоне другого великолепного телешоу - "Фарго". Ну а Бенедикт Камбербэтч и вовсе сводит с ума миллионы - вплоть до того, что его возвращение в театр на роль Гамлета заставило всех забыть собственно о Шекспире. При этом "Шерлок" остается и для первого, и для второго по-настоящему любимым делом. Глядя на здорово сыгранные роли, сомневаться в этом не приходится.
Вот только надежды увидеть, как полюбившиеся нам по ревизионистским образам актеры преображаются в классических персонажей, отдают дань уважения мэтру детективной прозы и бросают вызов великим Василию Ливанову и Виталию Соломину, не оправдались. Вместо этого нам представили пестрый, хоть и пустоватый аттракцион, который подчеркнуто не претендует на серьезное к себе отношение. Ну что ж, в таком качестве он смотрится вполне занятно. А чтобы увидеть что-то более содержательное, придется дождаться четвертого сезона. Съемки которого стартуют уже этой весной.
3.5