Фильм "Выживший" стал лидером по числу номинаций "Оскара"
Когда режиссеры Гильермо дель Торо, Энг Ли и Джон Красински во главе с президентом Киноакадемии Шерил Бун вышли на сцену, зал замер: этого торжественного момента ждали многие кинодеятели. Ведь попасть на финишную прямую, обрести почетный статус номинанта Академической премии - уже победа, и золотая веточка на афише при любом исходе - гарантирована.
Для России главной сенсацией церемонии стало включение в число претендентов на "Оскара" в номинации "Короткометражный анимационный фильм" картины Константина Бронзита "Мы не можем жить без космоса" студии "Мельница". Соперники нашей ленты - "Медвежья история" (Чили), "Пролог" (Канада / Великобритания), "Суперкоманда Санджая" и "Мир будущего" (США).
В главную номинацию "Лучший фильм" попали восемь названий: "Выживший", "В центре внимания", "Безумный Макс: дорога ярости", "Игра на понижение", "Шпионский мост", "Бруклин", "Комната" и "Марсианин".
В пятерку лучших режиссеров вошли Алехандро Иньярриту ("Выживший"), Джордж Миллер ("Безумный Макс: дорога ярости"), Том Маккарти ("В центре внимания"), Адам Маккэй ("Игра на понижение") и Ленни Абрахамсон ("Комната"). Лучшие оригинальные сценарии обнаружены в фильмах "Шпионский мост", "В центре внимания", "Головоломка", Ex Machina и - новое название в премиальной гонке - Straight Outta Compton (у нас - "Голос улиц") режиссера Ф. Гэри Грея о хип-хоп группе N.W.A. Сценарные адаптации: "Кэрол", "Игра на понижение", "Марсианин", "Бруклин" и "Комната".
Лучшие исполнители главных ролей: Леонардо Ди Каприо ("Выживший"), Мэтт Деймон ("Марсианин"), Майкл Фассбендер ("Стив Джобс"), Брайан Грэнстон ("Трамбо"), Эдди Редмэйн ("Девушка из Дании"), Бри Ларсон ("Комната"), Сирши Ронан ("Бруклин"), Кэйт Бланшетт ("Кэрол"), Дженнифер Лоуренс ("Джой") и Шарлотта Рэмплинг ("45 лет"). Исполнители ролей второго плана: Руни Мара ("Кэрол"), Дженнифер Джейсон Ли ("Омерзительная восьмерка"), Алисия Викандер ("Девушка из Дании"), Кэйт Уинслет ("Стив Джобс") и Рэйчел Макадамс ("В центре внимания"), Сильвестр Сталлоне ("Крид"), Марк Райлэнс ("Шпионский мост"), Марк Руффало ("В центре внимания"), Кристиан Бэйл ("Игра на понижение") и Том Харди ("Выживший").
Операторская работа признана лучшей в фильмах "Кэрол", "Омерзительная восьмерка", "Выживший", "Сикарио" и "Безумный Макс: дорога ярости".
В число лучших полнометражных анимаций вошли "Аномализа", "Барашек Шон", "Головоломка", "Мальчик и мир" и японская картина "Воспоминания о Марни".
В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" остались "Сын Саула", "Мустанг", "Война", "Змеиные объятия" и "Тиб".
Таким образом, Киноакадемия в какой-то мере компенсировала суровость журналистского жюри "Золотого глобуса" и все-таки признала право Стивена Спилберга ("Шпионский мост") войти в число первачей этого года. Зато категорически не разделила наших восторгов по поводу фильма Квентина Тарантино "Омерзительная восьмерка" - он фигурирует только в двух номинациях, причем ни сценарий, ни режиссура в число достижений года не вошли.
Забавно распорядились неразрешимой проблемой, связанной с фильмом "Кэрол": в этой лесбийской романтической истории обе женские роли - безусловно главные. Причем отдать предпочтение одной актрисе перед другой здесь невозможно: обе очень хороши. Нашли соломоново решение: чуть покривив душой, признали Руни Мару исполнительницей роли второго плана - на том лишь основании, что ее героиня явилась на экран чуть позднее героини Кэйт Бланшетт. Решение можно признать мудрым: теперь у обеих появился реальный шанс получить своего "Оскара" и на радостях показательно обнять друг друга уже в реальной жизни.
Что касается номинации "Лучший фильм на иностранном языке", то, думаю, несправедливо обиженным оказался бельгийский фильм "Новейший завет". Но это только на первый взгляд не вполне осведомленных наблюдателей: ведь некоторые номинированные картины нам в России знакомы только по названиям. Тем не менее, есть серьезные основания предполагать, что победителем в итоге выйдет венгерский "Сын Саула" Ласло Немеша, а остальные картины в списке фигурируют, так сказать, "до кучи". 28 февраля, наблюдая церемонию вручения Академических премий, мы узнаем, насколько это так. А вот в том, что стремительный бег "Выжившего" завершится полной победой, сомневаюсь: прецедентов, когда два года подряд главный "Оскар" вручался бы одному режиссеру, пока не было. Так что интрига становится интересной.