Новости

15.01.2016 17:10

Загадки сервиза "Эгоист"

История уникального экспоната Оружейной палаты
Среди коллекций произведений французских ювелиров в стиле ампир в собрании Оружейной палаты Московского Кремля работы Жан-Батиста Клода Одио занимают особое место. Безусловный интерес представляет единственный в своем роде сервиз "Эгоист"1. Так назывались чайно-кофейные и шоколадные сервизы для одной персоны в начале XIX в.

Необычный экспонат

Сервиз состоит из чайника, кофейника, молочника, сахарницы, чашки с блюдцем, восьмигранного подноса и рукомойного кувшина. "Эгоист" является ярким образцом стиля "ампир" и датируется 1798-1819 гг. Великолепный сет из позолоченного серебра был подарен Наполеоном Бонапартом супруге его сподвижника маршала Луи Александра Бертье (1753-1815) - принцессе Мари-Элизабет Баварской (1784-1849). В кремлевской коллекции этот памятник оказался в 1925 г.2

В небольших по размеру предметах сервиза мастер нашел безупречное сочетание формы и декора: ослепительно сияющего блеска золоченой поверхности корпусов с чеканными пальметтами и гравированными лавровыми венками. По основанию и нижней части кофейника, чайника, молочника выполнен узор из листьев лотоса, образующих две розетки, зеркально расположенные друг к другу. Этот декоративный прием является фирменным знаком Дома Одио. Все предметы собраны на подносе, украшенном ручками в виде змей и стоящем на ножках в виде львиных лап. Композицию обрамляет литой ажурный бортик подноса с изображениями крылатых грифонов. Сервиз в целом отличает четкость форм и элегантность декора.

Поднос. Борт с надписью. / ФГБУК "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Фотоматериалы (C)

Подобные предметы хранятся и в зарубежных собраниях. Практически аналогичный по форме и очень близкий по декору кремлевскому поднос выставлялся аукционным Домом Кристи в 2002 г. Восьмигранный поднос имеет несколько отличающийся от кремлевского фриз, где крылатые грифоны чередуются не с головой Гермеса, а с бабочками. Примечательно, что в центре подноса, происходящего из Дома Кристи, датируемого 1809-1814 гг., гравирован герб Наполеона I как короля Италии (1805-1814). Этот факт, помимо надписи на борте подноса из коллекции Оружейной палаты, позволяет судить о пристрастиях Бонапарта и его роли заказчика подарка.

Дом Одио был основан в 1690 г., в период расцвета эпохи "короля-солнце" Людовика XIV. Под королевским патронажем он быстро стал одним из самых престижных производителей серебряных и золотых предметов. С конца XVIII в. среди клиентов Одио была не только французская знать, но и американский президент Томас Джефферсон, король Баварии Максимилиан I Иосиф3, русская аристократия. Своего расцвета дом Одио достиг при императоре Наполеоне I, когда Жан-Батист Клод Одио стал придворным мастером Бонапарта, воплощавшим идеи Первой империи в художественной форме.


Луи Александр Бертье, маршал Франции. Его супруге Наполеон подарил сервиз "Эгоист". Работа художника Жака Огюстена Пажу.

Маршал Бертье

В мае 1804 г., после провозглашения Франции империей, Наполеон возродил звание маршала, уничтоженное во время революции. Первым в списке четырнадцати генералов, получивших маршальский жезл, стал Л.А. Бертье.

С юных лет Луи-Александр привык работать над картами, служил штабным офицером4. В 1796 г. он сблизился с Наполеоном и стал его незаменимым помощником, военным министром, а с 1807 г. по 1814 г.- бессменным начальником Главного штаба. По отзыву самого Наполеона, Бертье "характер имел нерешительный, мало пригодный для командования армией, но обладал всеми качествами хорошего начальника штаба"5, а именно - феноменальной памятью, оперативностью мышления, работоспособностью, быстротой исполнения. Наполеон осыпал его наградами, обеспечив миллионным состоянием, жезлом маршала, назначив в 1807 г. вице-коннетаблем Франции, в 1809 г. он был пожалован князем де Ваграм. Бертье внес существенный вклад в планирование практически всех военных кампаний Наполеона вплоть до 1814 г. Готовясь к войне против России, Наполеон назначил князя де Ваграм начальником Генерального штаба Великой армии.

Сохранились опубликованные донесения и рапорты, письма маршала Бертье разным лицам, отражающие весь ужас этой войны. Полковник Н.Д. Кудашев, возглавлявший небольшой партизанский отряд, обнаружил у одного из убитых французских офицеров секретное предписание начальника штаба маршала Бертье об отправлении "всех тяжестей" (обоза с награбленным в Москве имуществом) на Можайскую дорогу и далее к Смоленску. Среди трофеев, транспортировку которых организовал Бертье, находились церковные ценности, которые не успели эвакуировать. Сокровища были вывезены из Москвы вместе с казной Наполеона 10 октября 1812 г.

В апреле 1814 г. Бертье был в числе первых соратников Наполеона, покинувших своего благодетеля и присягнувших воцарившимся Бурбонам. При невыясненных обстоятельствах в июне 1815 г. в Бамберге Бертье выпал из окна и разбился насмерть. Свергнутый император писал впоследствии об этом: "Я осыпал золотом моих сподвижников, но мне надобно понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности"6.


Подарок императора

В 1808 г., когда маршалу было уже 50 лет, Наполеон настоял на женитьбе соратника. Он желал с помощью членов семьи и сподвижников породниться со старыми владетельными домами Европы. Бертье согласился жениться на указанной Наполеоном кандидатуре - принцессе Элизабет, дочери герцога Баварского, брата короля Пруссии. Свадьба, своим блеском затмившая многие другие, состоялась в марте 1808 г. В 1810 году, наделенный полным доверием императора, теперь уже Бертье в качестве чрезвычайного посла-свата ездил в Вену просить для Наполеона руки эрцгерцогини Марии Луизы.

Надпись, помещенная на бортике подноса, гласит: SERVICE DONNE PAR S.M. L EMPEREUR NAPOLEON I-ERE LA MARECHALE BERTHIER PRINCESSE DE WAGRAM, LE JOUR DE SON MARIAGE 1809 (Сервиз преподнесен Его Величеством Императором Наполеоном I принцессе де Ваграм, жене маршала Бертье в день ее свадьбы в 1809 г.). У знатоков истории несоответствие приведенной даты и титула супруги маршала, несомненно, вызовет вопросы, поскольку свадьба состоялась в марте 1808 г., титул князя де Ваграм император пожаловал Бертье 31 декабря 1809 г. Этим разночтениям мы попытаемся найти объяснение.

Элегантный подарок был данью моде на чай и кофе, постепенно вытеснявшей любовь к шоколаду. Но преподнести чайно-кофейный сервиз жене даже близкого сподвижника, друга чужому мужчине было не совсем обычно. Утренний чайный ритуал был глубоко домашним действом для светской дамы. Иной статус имел шоколадный сервиз, который мог быть поднесен посторонним, что не нарушало приличий.

В описи Оружейной палаты в 1925 г. сервиз значился как чайный. Позднее сотрудники исправили название на шоколадный7. До 1911 г. сервиз хранился в собрании монсеньора Гастона Сорте8. Возможно, что сервиз был изготовлен для шоколада, так как его чашка сделана из металла и имеет широкий раструб, что помогает быстрее остывать густому и жирному напитку. Лишь чашка с блюдцем и сахарница имеют отношение к первоначальному шоколадному сервизу и датированы 1798-1809 гг., тогда как кофейник, чайник, поднос изготовлены между 1809-1819 гг.

Сервиз состоит из предметов, выполненных в разное время, но с клеймом Одио. На некоторых деталях обнаружено клеймо в виде уха, проставлявшееся на изделиях средних размеров после 1 ноября 1809 г.9 Его наличие позволяет предположить одновременную продажу всех частей сервиза из мастерской в 1809 г. Существуют отличия в декоративном оформлении каждого из предметов. Кофейник, молочник и чайник, сахарница украшены накладными лирами. Навершие крышки сахарницы и кофейника имеют форму бутона, тогда как у чайника оно выполнено в виде деревянного фиала. Черные деревянные ручки кофейника и молочника круглые в сечении, но у чайника она слегка сплюснута по бокам и завершается не рельефной головой Геркулеса, а цветочной розеткой с пальметтой. Литая голова барана крепит ручку к корпусу чашки с фигурами Психеи и головой Медузы Горгоны.

Выбор мастера для изготовления этого изысканного сервиза, предназначенного одному из доверенных лиц Бонапарта, был неслучаен. Важным этапом возвышения и процветания Одио стало создание новых регалий для коронации Наполеона I в 1804 г. Наследники Дома Одио утверждают, что в его мастерской выполнили цепь, скипетр и "меч посвящения в сан".


Наполеон со свитой на картине художника В. Верещагина. Полевые условия не мешают комфорту...

Фактические нестыковки и историческая справедливость

Итак, 1809 год. Если сервиз не был подарен на свадьбу, а на ее годовщину в марте 1809 г., а в надписи есть слово "в день ее свадьбы", то наличие титула "принцессе де Ваграм" не оправдано. Наполеон пожаловал маршалу Бертье титул князя де Ваграм в декабре 1809 г.

Еще один чайный сервиз Одио видного деятеля наполеоновской эпохи герцога Бассано из частного музея Кугель в Париже также датируется 1798-1819 гг.10 Хьюго-Бернар Маре, премьер-министр Наполеона получил титул герцога Бассано, как и князь де Ваграм, в 1809 г. Возможно, оба сервиза были подарены императором сподвижникам по случаю пожалования им титулов практически в одно время - в декабре 1809 г., после победы при Ваграме.

Помимо надписи о дарении на противоположной стороне подноса есть другая фраза: "Принадлежит маркизе де Тюренн". Это имя внучки маршала Бертье. Элизабет-Александрин-Мари, маркиза де Тюренн д Айнак (1849-1932), вышла замуж в 1874 г., получив сервиз в качестве приданого. Обе надписи были сделаны спустя семьдесят лет после поднесения подарка. Спустя столетие сервиз вместе с рукомойным кувшином поступил в Оружейную палату из собрания предпринимателя и мецената, крупного коллекционера искусства, миллионера П.И. Харитоненко11 из Государственного музейного фонда12.

Судьба произведений искусства, таких как сервиз "Эгоист", порой удивительна. Этот подарок Наполеона, отдавшего приказ взорвать кремлевские памятники и ограбить русские святыни, супруге маршала Бертье, вывозившего трофеи из России, волею судьбы, восполняя утраченное, ныне украшает экспозицию Оружейной палаты в Москве.


Примечания
1. Музеи Московского Кремля. Инв. N МЗ-3986; МЗ-3988; МЗ-3989; МЗ-3990/1-2; МЗ-3991/1-2; МЗ-3992/1-2; МЗ-3987.
2. Отдел рукописных, печатных и графических фондов музеев Московского Кремля (ОРПГФ). Опись Оружейной палаты. 19 век. Т. 14. Л. 205об.-206.
3. Прикладное искусство Франции XVII-XX веков. М., 1995. С. 69.
4. Троицкий Н.А. Маршалы Наполеона // Новая и новейшая история. 1993. N 5. С. 166.
5. Наполеон I. Избранные произведения. М., 1942. С. 68.
6. Наполеон Бонапарт. Максимы и мысли узника Святой Елены. СПб., 2007. С. 47.
7. ОРПГФ. Опись Оружейной палаты. 19 век. Т. 14. Л. 205об.
8. Там же. Л. 206.
9. Кремль в 1812 году. М., 2012. С. 78.
10. http://www.galeriekugel.com
11. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 366.
12. РГАЛИ. Ф. 686. Оп. 1. Д. 56. Л. 233.