Новости

19.01.2016 12:57
Рубрика: Общество

В заложниках у метро

После реконструкции дороги дома горожан оказались под магистралью и стали разрушаться
Омичи, проживающие в частном секторе на улице 11 Линия, пострадали после реконструкции дороги. Дома горожан оказались ниже уровня магистрали и начали разрушаться, а чиновники уклоняются от решения проблемы.

Пенсионерки Людмила Козлова и Нина Леонтьева на протяжении нескольких лет обивают пороги всех инстанций. Соседки утверждают, что крыша над их головой может рухнуть в любой момент. После масштабного ремонта одной из ведущих городских магистралей - улицы 10 лет Октября - их дома оказались в низине.

- Дорожную часть подняли, ливневую канализацию не сделали, в результате после дождей все стоки с магистрали бегут прямо в наши подворья, - рассказывает Людмила Козлова. - По весне вода во дворе стоит по пояс - выйти невозможно. Огородами мы уже давно перестали пользоваться по назначению - они поросли камышом. Летом практически в центре города засыпаем под кваканье лягушек. Фундамент "плывет". Мы постоянно пишем жалобы в мэрию, в окружную администрацию, в прокуратуру. Но до нас никому нет дела.

В 2013 году пенсионерка сделала ремонт и перестелила пол. Однако за два года он опять сгнил. Вода из подполья в домах под номерами 106 и 108 на улице 11 Линия не уходит даже зимой. Сквозь покрытые плесенью половицы видны ледяные глыбы. Окна практически вросли в землю, а стены перекосило так, что незакрепленные шкафы начали падать навзничь.

- Печка ходуном ходит, - смахивает слезы пенсионерка. - Я замазываю трещины, а утром они появляются вновь.

Согласно заключению эксперта, проживать в таких помещениях опасно для жизни. Чердак, кровля и стены в домах Козловой и Леонтьевой исчерпали практически все ресурсы. Перекрытия изношены на 70 процентов.

Однако в мэрии бедолагам заявили, что по закону ответственность за частное жилье возложена на самих собственников. Даже если жильцы проведут комплексное обследование своих домов и межведомственная комиссия официально признает их аварийными, ни компенсации, ни другой крыши над головой им не предоставит никто. Проблема в том, что ни под одну из программ по расселению ветхого и аварийного жилья частные дома не попадают. Даже у жильцов бараков на два хозяина есть шанс переехать в более благоустроенное место - если в доме есть хотя бы одна общая стена. Но если у избы один собственник, то ее состояние - это его личные проблемы.

Отчаявшись бороться с чиновниками, одна из соседок решила строиться своими силами. Снести ветхую избушку, а на ее месте возвести нормальный добротный дом с хорошим фундаментом по специальным технологиям - чтобы не топило. Родственники обещали помочь. Однако после того как омичка обратилась за разрешением на строительство, соседей ждало новое потрясение. Оказалось, что согласно генеральному плану города, земля под домами на улице 11 Линия попала в транспортную зону ИТ -2.

- Это значит, что владельцы приватизированных участков не могут распоряжаться ими по собственному усмотрению, - говорит юрист Евгений Новиков. - Данная территория предназначена исключительно для сооружений в сфере наземного общественного транспорта. Жилые дома здесь теперь строить запрещено. Так как в Градостроительном плане вышеуказанного земельного участка размещение индивидуального жилого дома в основных видах использования не предусмотрено, администрация округа не правомочна выдать разрешение на его возведение.

Согласно карте градостроительного зонирования территорий, в зону ИТ-2 попал целый микрорайон: несколько десятков жилых домов в частном секторе. Как объяснили их собственникам, в далеком будущем здесь планируют построить новую транспортную магистраль и станцию метро "Лермонтовская". Когда работы по возведению туннеля начнутся - тогда чиновники и запустят процедуры по изъятию участков под домами для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая то, что "Омский метрополитен" уже давно стал интернет-мемом и постоянным объектом для шуток юмористов, перспективы появления станции "Лермонтовской" весьма туманные. История строительства омского метро начинается еще в 1992 году. Однако за двадцать с лишним лет местной власти так и не удалось соорудить даже первую ветку. А в прошлом году многострадальный объект и вовсе заморозили на неопределенный срок.

- Мы вряд ли доживем до обещанного выкупа, - вздыхает Людмила Козлова. - Но почему чиновники не учитывали наши интересы, принимая Градостроительный план? Я живу в этом доме и на этой земле более 55 лет, а теперь, выходит, что не имею права распоряжаться своей собственностью как хочу. Из-за реконструкции магистрали наше жилье стало непригодным, а построить новое нам никто не дает. Это абсурд.

Пострадавшие омички объединились и обратились в суд с требованием признать решение омского городского совета недействительным и изменить карту градостроительного зонирования в центре города. Однако им было отказано - ведь согласно Градостроительному кодексу правила застройки должны учитывать баланс интересов не только собственников, но и других физических и юридических лиц. Почему весы Фемиды склонились в пользу юридических лиц, пенсионерки так и не поняли.

- Мы чувствуем себя абсолютно беспомощными и никому не нужными, - сетуют соседки. - В мэрии нам подсказали только один вариант выхода из сложившейся ситуации - продать наши дома за бесценок и идти на все четыре стороны. Пообещали даже найти желающих приобрести развалюхи на участках с обременением. Но не нашли.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке