издается с 1879Купить журнал

Знак Императорского Русского военно-исторического общества

Как и чем Императорское Русское военно-историческое общество награждало своих членов

Как создавались знаки

Императорское Русское военно-историческое общество было образовано в 1907 г. и стало первым военно-научным объединением в России. Председателем общества был избран Д.А. Скалон, секретарем - Д.П. Струков. Хотя основные "силы" ИРВИО были сосредоточены в крупнейших городах (Санкт-Петербург, Москва, Киев), "довольно быстро и широко разрастались отделы Общества в провинции". Император Николай II благосклонно отнесся к созданию общества - после неудачной Русско-японской войны служба в армии теряла свой былой престиж среди русского дворянства, да и дух солдат оказался смущен использованием армии в подавлении беспорядков революции 1905-1907 гг. Созданное общество помогало решить несколько важных задач по восстановлению и изучению полковых традиций, а также популяризации славных подвигов Русской армии.

Традиции и корпоративность следовало пестовать и в самом обществе, имевшем отделы в различных городах Российской империи. Поэтому уже в 1908 г. несколько членов-учредителей ИРВИО предложили Д.П. Струкову установить для общества особый нагрудный знак, эскизы для которого были составлены именитыми художниками-баталистами того времени И.А. Шарлеманем, В.В. Мазуровским и А.П. Сафоновым. Однако Совет ИРВИО на своем заседании 4 октября 1908 г. "постановил признать какое-либо разрешение вопроса о знаке Общества пока преждевременным1". В следующий раз вопрос об установлении знака для общества возник в марте 1911 г. по инициативе Московского отдела ИРВИО, и теперь Совет общества к предложению отнесся более благосклонно, постановив "для ближайшей разработки настоящего вопроса и для установления соответствующего положения об отмеченном знаке" создать специальную комиссию2. Уже 29 марта 1911 г. в комиссию было направлено два проекта положения и описания знаков, разработанных членами Московского отдела ИРВИО - капитаном М.В. Пановым и подполковником В.П. Федоровым3.

Проект знака ИРВИО, предложенный художником И.А. Шарлеманем. 1908 г.  / АВИМАИВиВС

Проект знака действительного члена ИРВИО, предложенный подполковником В.П. Федоровым. 1911 г. / АВИМАИВиВС


Кому они вручались

После обсуждения проектов положений о знаке и эскизов его внешнего вида Комиссия по вопросу об установлении отличительного нагрудного знака ИРВИО сделала следующие выводы: "Установление знака признать желательным и порядок выдачи его членам Общества обусловить научными заслугами и продолжительностью пребывания членов в составе Общества. Для чего установить две степени знака: золотой, который должен быть присуждаем членам Общества общим собранием членов его, по представлению Совета, за составление научных военно-исторических трудов, ранее рецензированных специалистами темы последних и серебряный - который может быть присуждаем членам Общества, состоявшим в составе последнего не менее трех лет и свободным от недоимок по уплате членского взноса. Право получения знаков Общества не распространяется на членов-сотрудников; для последних, равно как и для членов прочих категорий, может быть установлен особый жетон Общества.

В основание рисунка знака должен быть принят византийский орел, принятый для изображения на изданиях Общества. Подходящий же к тому же рисунок желательно установить и для жетона.

Знак должен носиться на левой стороне груди, жетон же - на часовой цепочке4".

16 марта 1913 г. было направлено письмо военному министру генерал-адъютанту В.А. Сухомлинову с просьбой об утверждении знака, 4 июля 1913 г. последовало высочайшее соизволение на установление нагрудного знака для членов ИРВИО и было утверждено положение о знаке общества5.

Диплом ИРВИО о присуждении золотого знака действительного члена общества его председателю Д.А. Скалону. 1911 г.  / АВИМАИВиВС


Как они выглядели

Как видно из документов, существовало две степени знака: первая (золотой знак) и вторая (серебряный). Для членов-сотрудников был предусмотрен жетон. За получаемый знак каждый из удостоившихся (кроме обладателей золотых знаков) должен был внести в общество определенную сумму, которая превышала себестоимость знака. Суммы, полученные ИРВИО за знаки, имели большое значение для доходов общества, так как "членские взносы делались недостаточно аккуратно, журнал и издания раскупались мало и расходы на них не покрывались и в небольшой мере"6. В связи с этим размер стоимости изготовления знака играл существенную роль. По этой же причине допускались различные разновидности знаков, чтобы награжденный мог подобрать его себе "по карману". Фирма "Э. Кортман" представила более "интересные" для общества цены, чем ее конкурент - фирма "Эдуард", и было принято решение разместить заказ на знаки именно у этого производителя. Себестоимость знаков колебалась от 5 до 75 рублей (при этом за знак вносилось от 10 до 80 рублей), имелось 6 разновидностей. При выдаче золотого знака выдавался диплом, при выдаче серебряного знака - свидетельство, при выдаче жетона - удостоверение на право их ношения.

Главный начальник Киевского военного округа генерал-лейтенант Н.А. Ходорович (1857-1936) с штабом 4-й железнодорожной бригады. Киев. 1916 г. Ходорович (в центре, с аксельбантами) носит на левой стороне походного мундира серебряный знак действительного члена ИРВИО.   / Из семейного архива Степановых.


Кто их получил

Практически сразу после утверждения образца знака и изготовления пробных экземпляров возникла идея преподнести золотой знак императору Николаю II как почетному председателю общества. На имя военного министра генерал-адъютанта В.А. Сухомлинова 22 января 1914 г. было направлено письмо с просьбой о поднесении знака7. Согласно резолюции Сухомлинова Совету ИРВИО было разрешено "представиться Его Имп. Величеству и поднести знак сего общества в понедельник, 24 сего февраля, в 12 час. дня в Царском Селе"8. Знак был благополучно преподнесен императору в указанное время, причем, как следует из документов, номер знаку не присваивался и не гравировался9. Золотой знак ИРВИО N1 был вручен начальнику Главного штаба Российской императорской армии генералу от инфантерии Н.П. Михневичу10. По состоянию на конец 1916 г. (в 1917 г. золотые знаки не вручались) среди имевших право на ношение золотого знака ИРВИО числилось 22 человека, включая императора11.

Удостоиться серебряного знака также считалось большой честью, и члены общества вступили в активную переписку с Советом ИРВИО, прилагая к заявлениям на получение нагрудного знака перечень своих трудов и статей. Как отмечал в письме Председателю ИРВИО Д.А. Скалону начальник Выборгской крепости А. Пастухов, "...С гордостью буду носить присужденный мне знак и приложу все старания к тому, чтобы, работая по мере сил и уменья на пользу делу, оправдать оказанную мне честь" 12.

10 марта 1914 г. был выдан серебряный знак с номером 29713, а к 21 мая 1914 года - с номером 82714. При изготовлении знаков случилась небольшая промашка: так как разновидностей серебряного знака было несколько, то предполагалось, что наибольшей популярностью будут пользоваться штампованные знаки, как наиболее бюджетные, но получатели знаков предпочитали заказывать знаки с рисованным на эмали изображением Св. Георгия Победоносца за 15 рублей. "Орлы" же со штампованными Георгиями к зиме 1914 г. были гравированы до номера 18015, чем нарушалась хронология выдачи знаков по возрастанию номеров. Предлагалось в качестве решения "к этим цифрам прибавить что-нибудь вроде А16", но как в итоге вышли из положения, осталось неизвестным.

При изготовлении жетонов требования были не такие жесткие, допускалась покупка позолоченных жетонов, золотых с цепочками (цена 25 рублей), серебряных (по 12 рублей)17. Некоторые члены общества обращались напрямую к производителю с просьбой о небольших доработках жетона - гравировке своей фамилии, имени, отчества18. Одним из последних вручений жетона члена-сотрудника стала его выдача в марте 1916 г. С.М. Бригадиренко взамен ошибочно присвоенного последнему серебряного знака.

Прошло еще чуть больше года - и символика Императорского Русского военно-исторического общества оказалась под запретом новой власти, знаки и жетоны были сняты с мундиров и сюртуков и отныне стали только предметами коллекционирования и памятными сувенирами об их былых владельцах... Но хочется надеяться, что сегодня, спустя более чем 100 лет после учреждения знака ИРВИО, знак воссозданного Российского военно-исторического общества, повторяющий внешний вид старого императорского знака, будет украшать не менее достойных потомков, хранящих и возрождающих традиции военной истории России.

Последний командир Гвардии Саперного полка, член Совета ИРВИО полковник Г.С. Габаев. 1917 г. (?) . Фото сделано после Февральской революции, но на правом нагрудном кармане Г.С. Габаев продолжает носить золотой знак ИРВИО с царской символикой.  / Отдел рукописей РНБ.


Примечания
1. Архив военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АВИМАИВиВС). Ф. 11. Оп. 1. Д. 42. Л.8. Письмо Совета ИРВИО от 8.10.1908 М.О. Бендеру.
2. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 105. Л. 2. Письмо Совета ИРВИО от 24.03.1911 г. N 248.
3. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 105. Л. 3. Письмо секретаря Московского отдела ИРВИО Н. Панова от 29.03.1911 г. N40 Д.П. Струкову.
4. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 105. Л. 15. Заключение Комиссии под председательством С.И. Федорова и в составе К.А. Военского и Д.П. Струкова по вопросу об установлении отличительного нагрудного знака ИРВИО.
5. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 105. Л. 19. Письмо начальника Генерального штаба, генерала от кавалерии Я.Г. Жилинского от 17.07.1913 г. N11746 председателю ИРВИО.
6. Отдел рукописей РНБ. Ф. 1001. Д. 47. Л. 12. Г.С. Габаев. О Русском Военно-историческом обществе. 1907-1914 гг. (Из воспоминаний бывшего члена Совета общества). На правах рукописи.
7. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 182. Л. 24. Письмо председателя ИРВИО Д.А. Скалона военному министру генерал-адъютанту В.А. Сухомлинову от 22.01.1914 г. N17.
8. Там же. Резолюция военного министра генерал-адъютанта В.А. Сухомлинова от 18.02.1914 г.
9. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 184. Л. 1.
10. Там же.
11. Там же.
12. АВИМАИВиВС. Ф. 11. Оп. 1. Д. 182. Л. 43. Письмо начальника Выборгской крепости (А. Пастухов?) Председателю ИРВИО Д.А. Скалону.
13. Там же. Л. 56.
14. Там же. Л. 81.
15. Там же. Л. 101. Записка сотрудника фирмы "Э. Кортман" Н.Прокофьева.
16. Там же.
17. Там же. Л. 110, 113.
18. Там же. Л. 93. Письмо С.В. Шляпникова от 8.08.1914 г.