В качестве "увертюры" к фортепианным концертам прозвучал балетный дивертисмент, написанный Моцартом для оперы "Идоменей" (КV 367). Из пяти танцевальных номеров Александр Рудин выбрал Чакону и Соло, которыми Моцарт завершал свою оперу - блестящие по инструментовке. В Чаконе падеде, написанное когда-то для госпожи Хартинг и господина Антуана, сменялось подвижными танцами кордебалета и лирическим соло Larghetto. Александр Рудин развернул эту драматургию с оркестровой грацией - легкостью "парящих" деревянных, мягкими рокотами литавр, "альпийскими" перекличками валторн и струнных. В Соло "господина Леграна" пружинистое быстрое движение оркестра сопровождалось фирменным для Musica Viva шелестом скрипок, напоминающим эффект мендельсоновского "полета эльфов" и прослушанными чутким музыкальным ухом бегущими гармониями в большом финальном крещендо.
Изысканная оркестровая картина и стала вводом в моцартовский Фортепианный концерт N 17 (соль мажор), исполненный в харизматичной манере Элисо Вирсаладзе - воздушным звуком, дышащим живой красотой, мерцающим трелями, с переливающимися пассажами, четко попадающими при этом в конструктив формы. Самым сложным в ансамбле с Вирсаладзе для любого оркестра мог бы стать динамический баланс, поскольку звук интерпретируется здесь как звук fortepiano моцартовских времен: более тихий. И поразительно, какой волшебной и неожиданной звуковой картины достигли в ансамбле Musica Viva и Вирсаладзе, выдержавшие весь концерт в динамике пиано, пианиссимо, меццо-пиано, ни разу при этом не оборвав тонких линий моцартовских тем. А в медленном Анданте фортепианная партия просто завораживала хрупкостью звука, окутанного "волнами" струнных.
В исполнении Вирсаладзе не было никакой эффектности, концертной виртуозности, наоборот, даже в сложнейшей третьей части - в вариациях на тему записанной Моцартом трели скворца, проступали простота пальцевой техники, ясность, красота фортепианного звука, сливающегося в целостную звуковую картину с оркестром.
Такой же музыкальной целостности удалось достичь и в Первом концерте Шопена, где более драматичные коллизии романтического опуса лишь добавили ощущения, что это негромкое, не "пиарящее" себя за инструментом искусство, эта высочайшая культура звука, качество ансамбля - стали уже на современной сцене не эталоном, а раритетом. Пока еще, слава богу, не музейным.
Справка "РГ"
Следующий концерт из цикла "Великие фортепианные концерты" состоится 29 апреля в Концертном зале Чайковского. Пианист Борис Березовский исполнит с Национальным филармоническим оркестром России 2-й и 3-й концерты Людвига ван Бетховена.