Амнистию на перепланировку в декабре 2011 года объявил мэр Сергей Собянин, чтобы дать людям возможность легализовать появление в типовых домах квартир-студий, столовых, объединенных с кухней, совмещенных санузлов и прочие изменения в жилье. Москвичи, устав жить в унылых однотипных квартирах, с 90-х годов прошлого века бросились в массовом порядке перестраивать их. Одновременно власти упростили и порядок согласования только намечающейся перепланировки. Ведь прежде многие москвичи скрывали ее факт не из любви к нарушениям закона. Просто не было ни сил, ни желания обивать пороги кабинетов чиновников, собирая множество бумажек, без которых никто не имел права что-либо изменить в своем жилище. Неудивительно, что в Мосжилинспекцию сразу посыпались тысячи обращений от горожан. Кто-то хотел узаконить дополнительный туалет, кто-то - новенький дверной проем или снесенную перегородку. Удавалось это не всем. Можно было получить и отказ, к примеру, если перепланировка мешала соседям или угрожала безопасности дома. В таких случаях владельцев квартиры обязывали привести квартиру в первоначальный вид. Но большинству все-таки удалось легализовать перестройку и вздохнуть свободно, не опасаясь больше проблем, которые влечет за собой нелегальная перепланировка. Например, за незаконно переделанную квартиру могли не выпустить за границу, несмотря на уже купленные билеты.
Но еще пару лет назад в столице пошли разговоры: амнистия не вечна, ее могут отменить. Мол, кто хотел, воспользовался ею, возможность была.
- Все это время мы получали по 3-3,5 тысячи обращений в год с просьбой легализовать перепланировку, - рассказал "РГ" замначальника Мосжилинспекции Эдуард Иванцов. - Но в прошлом году их поступило уже 4,6 тысячи, или на треть больше. Объясняется этот как раз окончанием действия амнистии. По фактам незаконных перепланировок было возбуждено 600 административных дел. Но эта цифра, напротив, меньше на 32% по сравнению с 2014 годом.
Одной из главных причин отмены амнистии стало то, что для многих она стала своеобразной лазейкой именно для незаконной перепланировки, против которой город и борется все время. Но некоторые горожане рассуждают так: сначала все порушу дома, а потом узаконю. Попробуй, инспектор, определи: этот дверной проем вчера в стене пробили или 10-15 лет назад? "Но согласование с Мосжилинспекцией - не прихоть чиновников, не очередной административный барьер, который надо взять несмотря ни на что. Оно необходимо для того, чтобы спасти жизнь и здоровье жильцам. Поэтому начинать перепланировку нужно все-таки с него", - убежден Иванцов.
А бывает так. К примеру, на улице Суздальской жильцы одной из квартир решили улучшить свои жилищные условия за счет козырька над подъездом. Они соорудили на нем для себя теплый капитальный балкон размером с небольшую комнату. Их соседи каждый день ходили под этой самоделкой. Большая удача, что все они живы-здоровы, ибо козырек выдержал какое-то время груз постройки, хотя рассчитан лишь на защиту от дождя и снега. Но где гарантия, что в какой-то момент он все-таки не рухнет, так что владельцам придется заплатить штраф за самоуправство, да еще потратиться на демонтаж своего архитектурного творения.
Впрочем, штраф теперь ждет всех, кто сначала ломает стены и лишь потом спрашивает на это разрешение. Для физлиц он составляет от 2 до 2,5 тыс. рублей, для организаций - от 300 до 350 тыс. Кроме того, придется еще и предъявить свое творение сотрудникам жилинспекции. И если выяснится, что вы снесли, к примеру, несущие стены, придется вернуть их на место.
Согласовать же по закону перепланировку, вопреки расхожему мнению, совсем несложно, уверяют в Мосжилинспекции. Готовы там и проконсультировать всех, кто собирается крушить стены: подскажут, что можно делать, а что нельзя и какие бумаги необходимо предоставить. В каждом округе столицы есть жилинспекция, найти ее адрес нетрудно на сайте mgi.mos.ru. Там же этой теме посвящен целый раздел, который так и называется: "переустройство и перепланировка". В нем размещены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Есть и каталог типовых проектных решений перепланировки квартир в жилых домах массовых серий. Вещь очень полезная! В нем рассказано и показано, что можно делать в самых распространенных домах столицы, а чего категорически нельзя.
К примеру, указано, где без опаски разрешается ломать ненесущие стены, пробивать в них новые дверные проемы, а также менять окна, стеклить лоджии и делать многое другое. А вот любые манипуляции с несущими стенами или вмешательство в коммуникации надо согласовывать обязательно. Даже на замену газовой плиты на электрическую нужно разрешение.
Вот еще один пример, чем кончается, когда эти правила нарушаются. На юге столицы житель типовой многоэтажки решил соорудить дополнительный санузел на кухне, а еду готовить в другой, жилой комнате. Все коммуникации, в том числе газовые, самовольно перестроил, несмотря на вполне реальную угрозу для всего дома. На предписание инспекции вернуть все на место предприимчивый москвич не реагировал. Так дело попало в суд. Он тоже постановил вернуть первоначальную планировку квартиры. Пришлось хозяину составлять проект и затевать новую стройку. За свой счет.
Кстати
По оценке экспертов, ежегодно в Москве производится около 300 тысяч перепланировок жилья, и лишь 15 тысяч из них - легально. В Мосжилинспекции "РГ" рассказали, что в год ведомство получает 12-15 тысяч жалоб от людей, которые боятся, что ремонт у соседей может угрожать безопасности всего дома. В половине случаев такие опасения подтверждаются - в квартирах действительно проводятся перепланировки без согласований, в том числе несущих стен.
Что запрещено делать во время перепланировки: