Омск очистят от нелегального транспорта

Омский рынок транспортных услуг живо отреагировал на новый федеральный закон, разрешающий частным перевозчикам с 1 января 2016 года самостоятельно регулировать цены на проезд. Тарифы, вокруг которых почти два года шли разбирательства, в том числе и судебные, сразу поднялись на два рубля и могут подрасти еще. Однако и бизнесу теперь придется раскошелиться: платить налоги, вести прозрачную деятельность, гарантировать безопасность пассажиров. Готовы ли к этому предприниматели, выясняла корреспондент "РГ".

Тариф на вырост

Согласно федеральному закону № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров…", с этого года система тарифообразования на транспорте становится дифференцированной.

- Все перевозчики поделены на две категории: работающие по регулируемым и нерегулируемым маршрутам, - поясняет директор департамента транспорта Омска Виталий Маслик. - Первые - это те, у которых действует фиксированная стоимость поездки, установленная Региональной энергетической комиссией (РЭК). Они не смогут повышать тариф, однако если он ниже себестоимости, вправе рассчитывать на бюджетную компенсацию. Речь в данном случае идет о муниципальном транспорте. На нерегулируемых (частных) маршрутах стоимость проезда устанавливает сам перевозчик.

Пока омские частники решили цены не задирать и остановились на двадцати рублях. Такую планку установил совет СРО "Омские перевозчики", куда входят полсотни предпринимателей с 2,8 тысячи единиц техники. Это половина всего городского общественного транспорта.

Стоит сказать, что двадцатирублевый тариф сложно назвать новым, поскольку год назад омичи уже ездили по такой цене. Однако Верховный суд РФ, оставив в силе соответствующее решение Омского областного суда, признал ее незаконной, и частникам пришлось умерить аппетиты. Впрочем, благодаря тому, что стоимость проезда у них сравнялась с муниципальным транспортом, в накладе они не остались и перетянули на себя часть городского пассажиропотока.

Теперь, когда проездные билеты у частников стали на два рубля дороже, у омичей вновь появился стимул вернуться в муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи. А мэрия, пользуясь случаем, ставит перед собой довольно амбициозную задачу - в течение года увеличить пассажиропоток на десять процентов. Чиновники уже знают, каким образом.

- Новое законодательство дает нам реальные рычаги влияния на рынок, который теперь можно будет полностью очистить от нелегального транспорта, - поясняет Виталий Маслик. - Все перевозчики будут обязаны иметь на руках специальную карту маршрута. Ее отсутствие влечет крупные штрафы: пять тысяч рублей - для водителя, тридцать тысяч - для должностного и триста тысяч - для юридического лица. Так что левые рейсы для предпринимателей станут разорительными. По нашим данным, сегодня 1000-1300 перевозчиков находится в тени и возит пассажиров незаконно.

Содрать подковы

Еще на 1 300 единиц поредеет "табун" маршруток за счет замены устаревших микроавтобусов типа "Газель" на модели более вместительных образцов. Благодаря принятым ранее местным законам автопарк уже обновляется. В последнее время на улицах Омска стало появляться все больше микроавтобусов средней вместимости, и пока пассажиры не жалуются, что их приходится подолгу ждать. Однако неизвестно, сохранится ли данная тенденция, когда маршруты лишатся четвертой части машин.

Стоит сказать, что, стимулируя бизнес обновлять автопарк, сам муниципалитет напрямую в этом не участвует. По словам Виталия Маслика, в 2016 году на эти цели в городском бюджете не заложено ни копейки. Нынешняя стоимость проезда в муниципальном транспорте - 18 рублей - к весне вырастет до 20-22, но и при таких тарифах перевозчикам не обойтись без бюджетных дотаций - экономически обоснованный тариф, установленный РЭК, составляет 27 рублей.

Предприниматели, судя по всему, снова поднимут цены вслед за мэрией. Новый регламент вызывает у них много вопросов. Одни опасаются, что, получив право закрывать маршруты, власти оставят их без куска хлеба. Другие считают, что изменение правил должно быть постепенным.

- Обновить автобусы на более вместительные в одночасье нереально. Новая машина стоит не один миллион рублей и неизвестно, когда окупится, - отмечает предприниматель Иван Меняйлов. - Отечественные производители ничего подходящего для перевозок городских пассажиров предложить пока не могут, поэтому сэкономить не получится.

По словам профессора СибАДИ Сергея Ольховского, попавшие в опалу "Газели", которые за годы эксплуатации неплохо себя зарекомендовали, полностью сбрасывать со счетов не стоит. Такой транспорт остается востребованным на периферийных маршрутах, а также в вечернее время, когда пассажиров становится мало, и нет никакой необходимости гонять порожняком крупногабаритные автобусы. Да и в переходный период эти машины могут стать для пассажиров палочкой-выручалочкой.

Вопрос ребром

Еще один непростой вопрос: как быть водителям, которые останутся не у дел, когда парк потеряет более двух тысяч маршруток? Ведь почти у каждого есть семья. По словам чиновников, часть сотрудников можно трудоустроить.

- Сейчас муниципальным транспортным предприятиям не хватает 550 водителей. Текучка кадров началась после запрета на сверхурочную работу: зарплата снизилась и в среднем составляет 25 тысяч рублей, - сообщил заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов. - В связи с планируемым высвобождением персонала у частных перевозчиков мэр Омска Вячеслав Двораковский поручил нам проработать вопрос привлечения наиболее квалифицированных специалистов в городские пассажирские предприятия на соответствующие должности.

Механизмы реализации новых правил также вызывают вопросы у предпринимателей. Как будут собираться ежедневные данные о состоянии машин и водителей, выходящих на маршруты? Не возникнет ли коллапса, когда весть транспорт станет останавливаться исключительно на остановках, которые на это не рассчитаны (до сих пор частники не были к ним привязаны)? Кто должен следить за выполнением новых требований? Надо ли устанавливать на автомобили систему ГЛОНАСС, если эта норма предусмотрена в местном регламенте, а в федеральном отсутствует? Внятных ответов пока нет.

- "Белые пятна" существуют и в самом 220-ФЗ, поэтому, скорее всего, его будут дорабатывать, - уверен депутат Законодательного собрания Омской области Николай Артемьев. - К тому же, чтобы начать его претворять закон в жизнь, потребуется еще не менее двенадцати дополнительных регламентов, которые, надеюсь, не заставят себя долго ждать.

Впрочем, у бизнесменов и чиновников время еще есть. В полную силу новый закон заработает с июля 2016 года. К этому времени все легально работающие перевозчики получат карты маршрута, а нелегалов начнут штрафовать, и они покинут рынок. А это шанс спасти муниципальные пассажирские предприятия от полного разорения.