Новости

Кабмин определил размеры поддержки автопрома в 2016 году
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о программе поддержки автопрома на 2016 год.

Общий объем финансирования составит около 50 миллиардов рублей - наибольший из всех гражданских отраслей.

Глава правительства в Тольятти провел совещание, на котором обсуждалось текущее состояние российского автопрома и основные направления стратегии развития отрасли до 2025 года. Премьер, конечно же, посетил АвтоВАЗ, где ему показали весь сборочный цикл последних моделей отечественного автопроизводителя: премьера провели по цехам производства двигателей и коробок передач, сварки машин и сборки готовой продукции.

При этом между корпусами Дмитрий Медведев передвигался за рулем Lada Xray.

"Комфортная, современная машина", - поделился он впечатлениями с группой рабочих, которых встретил около главного конвейера. Он их заверил, что, несмотря на сложности в экономике, правительство продолжит поддержку как завода в Тольятти, так и всей автомобильной промышленности.

"Надеюсь, что это удастся не хуже, чем в прошлом году", - сказал председатель правительства.

На совещании премьер подтвердил намерения кабмина и продемонстрировал только что подписанную им программу поддержки автопрома на 2016 год.

"Отрасль получит в текущем году наибольший объем субсидий из всех гражданский отраслей, - заявил Медведев. - Общий объем финансирования составит около 50 миллиардов рублей".

Правительство вынуждено пойти на продление программы поддержки отрасли, поскольку ситуация не улучшается.

До кризиса инвестиции в автопром по линии промышленной сборки составили 180 миллиардов рублей, было создано 25 тысяч рабочих мест, еще около 45 миллиардов проинвестировали производители отдельных узлов и агрегатов. На этой волне авторынок России поднялся на 5 место в Европе.

"Сейчас по известным причинам рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику", - констатировал глава правительства. В прошлом году объем продаж упал на треть к показателям 2014 года. Впрочем, эксперты давали более мрачные прогнозы, заметил премьер, но они не оправдались.

"И самое главное, что мы не допустили остановки предприятий и массового сокращения людей", - напомнил он.

В 2015 году автопром получил господдержку в размере 43 миллиардов рублей. Средства пошли на стимулирование спроса, льготный лизинг, льготное автокредитование. Из 1,6 миллиона проданных в России машин более трети приобретались с использованием специальных льготных условий.

Реализацию большинства программ кабинет министров продолжит, но поскольку рынок в ближайшее время вряд ли существенно вырастет, нужно искать новые точки роста.

"Первое. Нужно оперативно наладить работу по импортозамещению автокомпонентов", - указал Дмитрий Медведев на проблему серьезной зависимости производителей.

- Второе. Надо внимательнее посмотреть на наши экспортные возможности", - заявил премьер. - Именно присутствие на глобальном рынке дает национальной автоиндустрии возможность для устойчивого развития.

Поэтому в 2016 году правительство выделяет средства на поддержку экспорта российских автомобилей и автокомплектов путем компенсации части транспортных затрат и расходов на приведение нашей техники в соответствие со стандартами покупателей. Также глава кабмина объявил о программе обновления парка машин скорой и неотложной помощи.

Скорректированная программа развития автопрома сориентирована на оптимизацию мощностей, рост локализации и экспорта. Сегодня мощности заводов загружены всего на 40 процентов.

"У нас есть стимул, к чему стремиться. В новой стратегии развития автомобильной промышленности мы предлагаем исходить из консервативного сценария в части загрузки производств с оптимизацией неэффективных мощностей и повышением уровня локализации", - рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Большая локализация застрахует производителей от валютных рисков даже в условиях возможной волатильности.

Долю экспорта произведенных в России машин к 2025 году планируется увеличить с нынешних 7,7 до 25 процентов. На компенсацию затрат по поддержке экспорта в текущем году, по подсчетам минпромторга, хватит 3,3 миллиардов рублей вместо изначально планировавшихся 6,3 миллиардов.

На поддержку спроса через утилизацию и trade-in министерство предлагает направить в этом году 22,5 миллиарда рублей.

"Льготный лизинг - 5 миллиардов рублей. Льготное автокредитование - 2,3 миллиарда рублей. Это за 2016 год, - перечислил Мантуров. - Плюс к этому - 9,9 миллиардов рублей будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реализовывались в 2013 и 2015 годах".

Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews

Комментарий

К 2025 году экспорт автомобилей из России может вырасти более чем в три раза. Пока же российский автопром демонстрирует устойчивое снижение: в прошлом году объем продаж автомобилей упал на 35 процентов, а производство - на 24 процента. Однако ситуацию может исправить программа развития автопрома до 2025 года, уверены эксперты "РГ". Они рассказали, какие меры надо предусмотреть, чтобы наш автопром вырулил обратно на просторное шоссе.

На момент подписания номера текст программы, принятой на совещании в Тольятти, опубликован не был. Но по тезисам, которые размещены на сайте кабинета министров, ясно, что документ включает в себя меры по обновлению автопарка. Это позволит обеспечить дополнительное производство автомобилей и сохранить рабочие места на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях. Кроме этого планируются субсидирование для компенсации части платежей по кредитам, льготные лизинг и автокредиты.

Все это должно сработать, считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. "Мы действительно собрали лучший мировой опыт в этой сфере и, думаю, при правильной реализации всего намеченного увидим неплохой результат", - поделился он в интервью "РГ". При этом, продолжает эксперт, рост производства автомобилей, который безусловно необходим, не должен быть самоцелью. "Какой смысл производить больше автомобилей, если их не будет способен переварить ни внутренний рынок, ни внешний?" - задает он вопрос. Ответ очевиден. Поэтому, считает Игорь Моржаретто, главную задачу стоит расширить - поддержать не только производство, но и потребление. "Все задачи давно известны, и хорошо, что они отражены в материалах с совещания. Поддержку можно осуществить с помощью лизинга, льготного кредитования, обновления автопарка организациями, трейд-ина", - перечислил он.

Однако есть и такие моменты, на которые стоит обратить усиленное внимание. Один из них - производство автокомпонентов, говорит исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. "Но все до одной детали производить не надо. Есть много высокотехнологичных автокомпонентов, выпуск которых интересен только при очень больших объемах, которых у нас рынок просто не переварит", - подчеркивает он. При этом ослабление рубля теоретически может помочь росту производства запчастей, но у производителя должна быть уверенность, что его инвестиции не пропадут. "Поэтому нужно предусмотреть льготные условия для тех, кто желает развиваться в этом сегменте рынка как на первоначальном, так и на последующих уровнях", - предлагает Сергей Удалов.

"Я также надеюсь, что будут по-новому осмыслены меры поддержки экспорта продукции нашего автопрома. До сих пор субсидии по доставке машин до границы были разовой мерой. Это, конечно, хорошо, и их надо продолжать. Но я хотел бы, чтобы были четко определены меры поддержки продаж автомобилей за рубежом", - надеется Игорь Моржаретто. По его мнению, нужно обратить внимание на сертификацию отечественных автомобилей за рубежом и выделять ресурсы на решение этого вопроса. "Также нужно наладить работу с торгпредствами, которые должны продвигать нашу продукцию", - считает он.

Шансы на рост экспорта есть, подчеркивает Моржаретто, учитывая, что продажи за границу сейчас совсем небольшие, цифра "рост в три раза" далеко не амбициозная. "В каждой стране существуют свои меры поддержки внутренних производителей, и необходимо договариваться именно на государственном уровне. У нас уже есть подобные соглашения с Сербией, с Вьетнамом, нужно распространять практику и на другие государства", - предлагает эксперт. Тем более что российскому автопрому есть что предложить зарубежным автолюбителям. Перспективы есть не только у легковых автомобилей, но и у других моделей, в том числе внедорожных. "Я думаю, что за границей могут быть популярны российский коммерческий транспорт, микроавтобусы, небольшие грузовики грузоподъемностью до 3,5 тонн. Не стоит забывать и о больших грузовиках типа "Урала" или "КАМАЗа", они тоже обязательно будут востребованы", - резюмирует эксперт.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке