Новости

03.02.2016 18:00
Рубрика: Экономика

Ярославский аэропорт перешел на жесткую экономию

Текст: (Ярославль)
Константин Чалабов/РИА Новости
Константин Чалабов/РИА Новости
Финансовое состояние ярославского аэропорта Туношна названо критическим.

- На сегодняшний день аэропорт находится в критическом состоянии по бюджету, по платежному календарю вследствие отсутствия финансирования в 2015 году и неопределенных перспектив на 2016 год, - рассказал на комитете областной Думы по экономической политике директор по стратегическому развитию Туношны, депутат областной Думы Виктор Тамаров. - Кроме того, у нас лежит серьезнейшее предписание от ФСБ и прокуратуры по повышению уровня безопасности в связи с террористической угрозой, выполнение которого отдельно стоит около 12 миллионов рублей.

По словам Виктора Тамарова, аэропорт перешел "на жесткую экономию". В частности, рассматриваются варианты перевода части персонала на четырехдневную рабочую неделю, а также ужесточена система премирования. Прошлый год Туношна закончила с убытком в 43 миллиона и шестимиллионной кредиторкой, тогда же из-за недофинансирования здесь не были выполнены 80 процентов запланированных инфраструктурных работ.

Да, в прошлом году зал ожидания пассажирского терминала был увеличен сразу на 110 мест, примерно на столько же посадочных кресел "приросла" площадь так называемой стерильной зоны, что позволяет уже принимать самолеты вместимостью до 180 мест. Но из-за отсутствия должного финансирования все преобразования произошли за счет ухудшения условий работы некоторых служб аэропорта, которым просто пришлось потесниться, а не путем нового строительства. Кроме того, не расширена зона прохождения таможенного контроля, из-за чего у Туношны нет возможности организовывать международные рейсы. Прогнозируют здесь и проблемы с приемом пассажиров, потому что зона прилета не приспособлена под большой пассажиропоток. 

- К сожалению, мы опять не смогли организовать сквозное сообщение, без перерыва с Санкт-Петербургом, поскольку конкурс еще не объявлен, - продолжает перечислять проблемы директор по развитию, - То есть мы не можем стабилизировать ситуацию и объявить без перерыва хотя бы один рейс. Произошло это потому, что со второй половины декабря по середину января согласовывалось фактическое выделение денег на развитие маршрутной сети, и цифра варьировалась от 6 до 60 миллионов. В итоге было выделено 30.

Рейсы будут

Между тем ярославские власти в 2016 году рассчитывают на стопроцентную загрузку рейсов на Черное море. Чтобы этого добиться, руководство региона обязало аэропорт Туношна открыть продажу билетов уже в феврале, еще до проведения конкурсов на выполнение авиаперевозок.

- Полеты начнутся в мае - июне, но продажу билетов мы запускаем в феврале, - заявил заместитель председателя правительства региона Михаил Крупин. - Сформировав пакет по продаже билетов, мы определимся, нужны ли дотации из областного бюджета и в каком объеме на южные направления: если самолеты будут загружены на 80 и больше процентов, то дотировать эти полеты не потребуется. Добиться такого результата реально: в случае начала продаж в феврале туроператоры готовы выкупить сразу 50 процентов билетов.

А то, что конкурсы еще не прошли и победители не определены, - не беда, считают в правительстве региона: переговоры с авиаперевозчиками проведены, авиакомпании, желающие прийти в область, имеются. Так, по словам первого заместителя директора департамента транспорта Ярославской области Евгения Ильичева, авиакомпания "Алроса" готова с июня по сентябрь раз в неделю возить пассажиров по маршрутам Ярославль - Сочи и Ярославль - Симферополь, а с компанией "РусЛайн" есть договоренность о выполнении рейсов из Ярославля в Санкт-Петербург - три раза в неделю. Возможны в этом году и летние полеты из Туношны в Анапу и Архангельск - о них проведены переговоры с авиакомпаниями "Грозный Авиа" и "Псковавиа".

Но все называвшиеся перевозчики готовы сотрудничать с регионом лишь при условии субсидирования полетов из областного бюджета: чтобы билеты были приемлемы по цене, а компании не несли убытки. В департаменте транспорта подсчитали, что только один оборотный рейс до Сочи или Симферополя будет обходиться ярославской казне в 400 тысяч рублей, до Питера - в 195 тысяч. А на дотирование полетов по всем пяти названным направлениям потребуется ни много ни мало 73,9 миллиона рублей. Тогда как в областном бюджете на эти цели предусмотрено, как было сказано выше, всего 30 миллионов.

На двоих с Костромой

Кстати, по сравнению с 2014 годом, в минувшем году пассажиропоток в Туношне вырос на 34 процента: 8,1 тысяча человек слетали в Санкт-Петербург, 1,8 тысячи - в Симферополь, 600 человек - в Сочи и Архангельск вместе взятые. Чартерными рейсами перевезено 4,7 тысячи пассажиров. Удастся ли сохранить эту тенденцию к росту в этом году, пока большой вопрос. Между тем, согласно презентованной в прошлом году амбициозной стратегии развития Туношны, ярославский аэропорт к 2025 году должен войти в ТОП-20 крупнейших российских аэропортов по пассажиропотоку. То есть обслуживать два миллиона 200 тысяч пассажиров в год. Эти планы уже в момент их опубличивания казались фантастическими, а сейчас и подавно.

- Надо определяться: либо утвержденная концепция развития аэропорта в части краткосрочного плана мероприятий будет реализовываться и финансироваться, либо правительство должно ее пересмотреть и принять другую, менее амбициозную, - считает Виктор Тамаров. - Мы эту концепцию на сегодня не вытягиваем.

И все же власти региона оптимизма не теряют. Со слов Михаила Крупина, "при очередной корректировке бюджета правительство планирует внести поправку по аэропорту". Кроме того, есть планы разместить на территории Туношны, не имеющей самолетов на базировании, 18 бортов одной из авиакомпаний. Что тоже должно "придать импульс развитию".

- В ближайшие две недели мы будем встречаться с руководителями этой компании, - рассказал директор департамента инвестиционной политики Андрей Золотовский. - Переговоры непростые, но, думаю, у нас есть перспективы. Здесь содействие оказывает наш якорный участник туркластера - "Ярославское взморье". Мы планируем увязать полеты в Сочи и дальнейшее развитие турпотока в рамках "Золотого кольца".

Как выяснилось, некоторые планы на Туношну есть и у соседей-костромичей. По словам Михаила Крупина, администрация Костромской области уже задалась вопросом, нет ли смысла в том, чтобы рассматривать Туношну как единый аэропорт на два субъекта Федерации.

- Они сегодня имеют определенный парк самолетов, но у них тоже затраты тянут, - пояснил Михаил Крупин.

По его словам, вопрос будет обсуждаться.