"Затмение": неудачная попытка перезапуска карьеры Алехандро Аменабара

Алехандро Аменабар, заслуженно считающийся специалистом по нагнетанию мрачной атмосферы, к сожалению, давно не радовал нас старыми добрыми триллерами. Он вообще очень долго делал все, чтобы об этом его умении все забыли. Последний до недавнего времени его фильм, корявый антиклерикально-феминистический пеплум "Агора", появился в далеком 2009-м, а c момента выхода отличной жуткой картины "Другие" миновало полтора десятка лет. И вот испанский режиссер решил вернуться к жанру, с которого некогда успешно начинал. Что из этого получилось, можно узнать, посмотрев вышедший сегодня в российский прокат фильм "Затмение" (встречается вариант "Возвращение").

Не так давно мы наблюдали за несколько авантюрным, но в целом удачным перезапуском карьеры другого мастера нагонять ужас и ошеломлять неожиданными концовками - М. Найта Шьямалана. Увы, попытку Аменабара вернуть к себе благосклонность публики успешной не назовешь, о чем довольно красноречиво свидетельствуют убийственно низкие рейтинги его новой работы.

Почему же такой, казалось бы, перспективный проект, в котором приняла участие популярная нынче Эмма Уотсон, завершился явным провалом? Неужели Аменабар, увлекшись спорными интерпретациями драматичных биографий, растерял свои способности создавать так называемый саспенс, за что был в свое время ценим?

Нет, с этим в "Затмении" как раз все в порядке. Почти избегая примитивных скримеров, Аменабар создает угрюмый и враждебный человеческому мир захолустного городка, вполне способный погрузить зрителя в депрессию. Свинью фильму подкладывает маловразумительный сценарий - даром что "основанный на реальных событиях". Его нескладность в конце концов сводит все режиссерские усилия на нет, причем задолго до того, как наступает развязка, предсказуемо оказывающаяся смехотворным пшиком.

Под стать малоубедительной истории - действующие лица. Те из них, чья мотивация не притянута за уши, таковой, кажется, вообще не имеют. Персонажи неустанно изумляют низкой степенью адекватности, скрепляя уверенность стороннего наблюдателя в своем скудоумии соответствующими репликами. "Человеческий разум - это целый мир", - утверждает образованный и хитроумный (во всяком случае, это предполагается) психолог. "Да, я что-то читал об этом в газете", - с достоинством поддерживает его самый квалифицированный сотрудник полицейского участка, которому предстоит расследовать дело об изнасиловании и сатанинском культе.

Детектив, которого играет Итан Хоук, представляет собой крайне жалкую пародию на Расти Коула из первого сезона "Настоящего детектива". На то, как он страдальчески хмурит брови, размышляя о порочности человеческой природы, смотреть даже смешнее, чем на сеансы гипноза в исполнении вышеупомянутого его собеседника. Весьма скромные умственные способности этого гения сыска усугубляет крайняя впечатлительность, под воздействием которой он начинает подозревать в причастности к преступлению польских металистов Behemoth (нет, серьезно!). К непростым же отношениям правоохранителя с центральной фигурой расследования (Эмма Уотсон) может проявить интерес разве что ценитель "психологических драм" уровня "Саранчи" - настолько эта краткосрочная "любовная" линия беспомощна и необязательна.

Как и в случае с "Агорой", Аменабар свой талант принес в жертву унылому поверхностному морализаторству. Теперь это даже сильнее бросается в глаза из-за контраста. "Затмение" - картина хорошего режиссера, занявшегося было любимым делом, но избравшего неудачный сюжет.

2.0