Новости

Малолитражные автомобили теряют свою популярность на фоне снижения цен на нефть
В России автомобили особо малого и малого классов стоят не намного дешевле более престижных марок и моделей.  Фото: AP
В России автомобили особо малого и малого классов стоят не намного дешевле более престижных марок и моделей. Фото:
Снижение цен на бензин в США привело к тому, что американцам разонравились малолитражные автомобили. В результате их выпуск планируют совсем прекратить, а в качестве альтернативы предложат кроссоверы и более представительские машины.

Как обстоят дела в России с этим сегментом авторынка, рассказали эксперты "РГ".

С начала года продажи компактных автомобилей в США снизились на 11,3 процента, сообщила газета USA Today.  Причина в потере популярности, так как бензин стал стоить около 0,46 доллара за литр. А это практически в два раза меньше, чем в феврале 2014 года. В такой ситуации покупка малолитражного автомобиля практического смысла уже не имеет.

Стоит отметить, что малолитражные автомобили уже давно не пользуются в США популярностью. Они были в моде в середине "нулевых" годов, когда цена мерной бочки нефти зашкаливала далеко за 100 долларов.

По общепринятой классификации малолитражной может считаться машина с двигателем рабочего объема до 1,8 литра и массой от 850 до 1150 килограмм, расход топлива - до 8 литров на 100 километров.

В то же время за океаном придерживаются известной поговорки про то, что "двухлитровым по объему может быть только пакет сока" и предпочитают покупать гораздо более тяжелые и объемистые машины. Так, например, в прошлом году первые три строчки самых популярных машин в США заняли громоздкие пикапы с моторами объемом больше 3,5 литра, рост продаж которых составил от 2,3 до 13,9 процента.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Ангелина Жукова

В России ситуация другая. По оценке информационно-аналитического агентства "Автостат", лидируют два сегмента - В-класс и SUV (малые автомобили и кроссоверы). В целом они занимают 76 процентов рынка, при этом кроссоверы в прошлом году сильно сдали позиции, их продажи упали на 40,7 процента. Третьим по объему продаж является сегмент С, автомобили среднего класса, который в обиходе именуется "гольф-классом". Его доля на дорогах России - 11,5 процента. При этом в прошедшем году реализация таких автомобилей сократилась на 53,7 процента, что существенно хуже рынка.

На все остальные сегменты приходится 12,5 процента автомобильного рынка.

Таким образом, машины малых классов в нашей стране непопулярны сегодня точно так же как и в Новом Свете. Особенно если понимать, что для отечественного автолюбителя - малый класс в массовом сознании - "особо малый А-класс", а в США по сути он объединяет А и В-классы.

Однако нежелание купить такой автомобиль в России объясняется совсем другими причинами, чем в Новом Свете. Автомобили класса А в мире - это как правило второй автомобиль в семье, говорит автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

"В середине нулевых, на волне экономического подъема статистика фиксировала спрос на эти машины в России. Тогда они как раз и покупались в качестве второго автомобиля для второй половинки, например, или машины для души", - напоминает эксперт.

"Второе - способ эксплуатации. В Европе, например, малолитражки используются в городе, где есть трудности с парковкой, а в России автомобиль - многофункциональный агрегат, и он удовлетворяет большому числу потребностей семьи. Это и поездки на дачу, и к родственникам, и в путешествия. Малолитражкой здесь не обойдешься", - считает эксперт.

В наших условиях, помимо всего прочего, автомобиль класса А несильно отличается по цене от классов В и даже С в минимальной комплектации. Что при прочих равных серьезно влияет на итоговый выбор.

"Реклама Volkswagen Golf в 70-х годах прошлого века гласила: "Он всегда будет вторым автомобилем в вашей семье, даже если никогда не было первого". И в России малолитражки всегда были, есть и будут автомобилями для души, а не по необходимости", - резюмирует Игорь Моржаретто.