Продолжая серию совещаний по поддержке отраслей промышленности, глава правительства провел аналогичный разговор о перспективах развития транспортного машиностроения. На фоне кризиса выглядят они не очевидно. Наглядно премьеру это объяснили на примере производственной статистики Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), являющегося одним из крупнейших в стране производителей пассажирских вагонов. Если в 2008 году предприятие выпустило чуть меньше 1200 вагонов, то в прошлом году - всего 263, а план на этот год - только 218 единиц. Соответственно, сокращаются рабочие места и налоговые отчисления.
"В сфере железнодорожного машиностроения одна из главных задач - производство современных вагонов, а также безопасных, рентабельных и быстрых локомотивов", - подчеркнул Медведев. ТВЗ показал, что способен производить качественный и современный пассажирский состав, включая двухэтажные вагоны и даже линейку трамваев и троллейбусов. На трамвае "Витязь" глава кабмина проехал несколько метров и остался доволен не только им, но и всеми представленными образцами.
В целом, в прошлом году отрасль просела на 37 процентов, а большего спада производства удалось избежать только за счет мер господдержки и наращивания экспорта. В этом году только для стабилизации ситуации, подсчитали в министерстве промышленности и торговли, нужно обеспечить производство и реализацию около 40 тысяч грузовых вагонов.
Ранее председатель правительства утвердил программу поддержки транспортного машиностроения. Документ содержит, во-первых, запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы. Во-вторых, государство будет возмещать операторам подвижного состава часть расходов на приобретение инновационных вагонов. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров уточнил, что на эти цели выделяется 7 миллиардов рублей, а скидка на один вагон составит 300 тысяч рублей.
В прошлом году также осуществлялась поддержка закупки локомотивов за счет средств Фонда национального благосостояния. "Считаю правильным продолжить финансирование закупок локомотивов за счет средств ФНБ и в этом году", - заявил Дмитрий Медведев. 39 миллиардов рублей могли бы обеспечить закупку почти 500 локомотивов.
Помогает правительство и по части налогов. Ставка НДС на перевозки в поездах дальнего следования была снижена до 10 процентов. "Высвободившиеся средства операторы должны направить на производство подвижного состава. Для этого мы ее и снижали", - заметил глава правительства. Звучат предложения вообще обнулить НДС. "Давайте обсудим и эту тему с учетом, конечно, общей экономической ситуации", - согласился Медведев.
"Если решить вопрос с обнулением НДС, то Федеральная пассажирская компания видит возможность в текущем году дополнительно разместить на ТВЗ еще порядка 45 двухэтажных вагонов", - сообщил министр Мантуров. И в таком случае с 2017 года Тверской завод сможет производить не менее 370 вагонов, что соответствует уровню рентабельности.
Обнуление НДС поддерживает и министерство транспорта. "Что это позволит? Это позволит сократить расходы федерального бюджета на субсидирование с 19 до 10 миллиардов рублей в следующем году", - привел аргумент глава Минтранса Максим Соколов. Это также даст операторам возможность закупать дополнительно еще около 100 вагонов в год.
Транспортное машиностроение обязано раскрывать свой экспортный потенциал, тем более в условиях ослабления рубля. "На этой неделе я подпишу решение наблюдательного совета Внешэкономбанка о выделении трех кредитов для поддержки экспорта пассажирских и грузовых вагонов для "Метровагонмаша" по Венгрии, "Уралвагонзавода" - по Ирану и Казахстану", - заявил премьер-министр. Крупный контракт может быть подписан с Египтом, который заинтересован в приобретении сразу 700 пассажирских вагонов.