Наиболее заметно на экономический спад традиционно отреагировал строительный рынок. Отрасль, потерявшая инвесторов, существенно охладела к ССО.
- За последние два года мы потеряли девяносто процентов рабочих мест. Если раньше на строительстве только в Омской области было задействовано до 1 300 студентов, то в прошлом году - только сто, - констатирует руководитель штаба студенческих отрядов Сибирского федерального округа Алексей Потейко. - Одна из причин - потеря НПО "Мостовик", который для нас был ключевым работодателем. Компания ежегодно принимала не менее четырехсот студентов, готовила их по востребованным профессиям. Конечно, нам бы пришлось туго, если бы не принятый по инициативе президента РФ федеральный закон о налоговых льготах. Работодатель, трудоустраивающий студентов, экономит 22 процента фонда оплаты труда. Поэтому сейчас выгодно иметь с нами дело. Теперь это не социальная "обязаловка", а эффективный экономический механизм. В результате численность объединенного национального стройотряда, несмотря на непростую экономическую ситуацию, выросла, и сегодня наши ряды насчитывают 230 тысяч человек.
В этом году ключевыми студенческими стройками будут космодромы Восточный и Плесецк. Благодаря военной реформе отряды ССО заменят стройбаты, и студенты вместо солдат будут трудиться на военных объектах. Около тысячи человек, в основном сибиряки, отправится осваивать Бованенковское месторождение и другие ключевые проекты нефтегазовой структуры. Рабочие руки востребованы и в строительстве цехов на предприятиях ОПК.
- С нами намерены работать и другие партнеры государственного значения. Например, программу развития профильных отрядов вузов реализует "Росатом", который теперь активно привлекает студотряды на объекты отрасли. Будущие инженеры даже вошли в международный отряд, строящий Тянь-Шаньскую АЭС в Китае.
Штаб ССО ведет переговоры и с "Рособоронстроем". После трагедии в омском поселке Светлом, где под сводами рухнувшей казармы погибли новобранцы, принято решение о полной реконструкции военного городка, и не исключено, что она станет всероссийской студенческой стройкой. В этом году студотряды СФО будут участвовать и в возведении объектов военных частей в Чите и Нижнем Новгороде, на Камчатке и Чукотке.
В штабе ССО утверждают, что все, кто туда отправится, имеют неплохую профессиональную подготовку. Часть ребят прошли обучение на самих предприятиях, другие получают востребованные профессии плотника, бетонщика, отделочника в службе занятости. В подавляющем большинстве студенты будут работать на выезде. Добираться к месту назначения им придется за свой счет, а это проблема, поскольку льготы на перелет для них действуют только по маршруту "Москва - Владивосток". На остальных же направлениях их нет, как и на железной дороге. Поэтому проезд в плацкарте, который во время каникул стоит дороже, чем в самолете, влетает бойцам в копеечку.
Многие из них не отказались бы работать в Сибири, однако это тоже проблема, даже в Омске, где принято распоряжение губернатора о поддержке ССО, а региональный минстрой каждый год формирует пакет работодателей. Однако на проверку оказывается, что подавляющее число компаний не только не готово принимать на работу стройотряды, но и не понимает, как они попали в рекомендательный список.
В прошлом году сибирские ССО впервые отправились в Крым, где рынок труда существенно изменился. Прежде работать сюда приезжали студенты из Харькова и Одессы, а теперь их заменяют сибиряки. Острый дефицит персонала испытывает, прежде всего, туристическая отрасль. Впрочем, в этом году полным ходом идут переговоры и о сельскохозяйственных работах. В конце февраля в Севастополе пройдет совещание руководителей штабов ССО, которое определит конкретные потребности региона в рабочей силе.
Курс на развитие внутреннего туризма позволил увеличить численность сервисного отряда СФО на треть, и, судя по всему, она будет расти. Квалифицированного персонала остро не хватает не только многочисленным черноморским объектам, но и другим регионам, развивающим эту сферу.
А вот сельскохозяйственный отряд СФО прирастет, пожалуй, только за счет Крыма, а также Алтая.
- Алтайские ССО в аграрной сфере являются самыми крепкими и динамичными. Здесь уже налажены прочные связи с профильным вузом и хозяйствами. За полевую страду студенты зарабатывают по сто тысяч рублей. Так что есть, чему поучиться, - поясняет руководитель штаба студенческих отрядов СФО Алексей Потейко. - Омский аграрный университет также пытается развивать это направление, но серьезными достижениями похвастать пока не может. Одна из причин - в непрестижности сельского труда среди студентов. Да и сами работодатели слабо верят, что городская молодежь может нормально работать. Стабильно мы сотрудничаем лишь с одним крупным омским предприятиям. Остальным, в лучшем случае, требуется два-три человека. А это уже не наш формат, поскольку мы - отрядная структура, которая делает ставку на трудовое воспитание в команде.
По словам штабистов ССО, самым профессиональным сегодня считается отряд проводников. Тем более что транспортные вузы не могут полностью обеспечить потребности РЖД в кадрах данного профиля. В прошлом году в отрасли было задействовано почти 9 000 студентов. Целевым заказом на развитие этого направления охвачена вся страна. Специалисты утверждают, что в данной сфере у студентов нет конкурентов. Ключевыми поставщиками профессионально подготовленных проводников остаются Омск и Екатеринбург.
А вот с вожатыми ситуация гораздо сложнее.
- Дело в том, что сейчас этот сегмент рынка труда никак не регулируется, поскольку профессии "вожатый" не существует в принципе. И пока она не появится в государственном реестре, задача качественной подготовки специалистов, которую перед ССО ставит министерство образования РФ, вряд ли будет полностью решена, - поясняет Алексей Потейко. - Между тем это направление требует людей особого склада - добрых и искренних. Зарплата - одна из самых низких, а уровень ответственности - самый высокий. Но практика показывает, что именно студенты могут быть к этому готовы. И важно дополнить реестр профессией "вожатый", ввести систему сертификации, которая поможет очистить сферу от случайных людей. Опыт подготовки вожатых у нас есть. В стране аттестовано десять штабов, за кадры которых можно поручиться.
Так или иначе, но, несмотря на строительный спад, крайне неудачную путину прошлого года, когда из-за погодных условий рыба не пришла, иные проблемы, объединенный стройотряд не растерял своих бойцов. Специалисты полагают, что закон о ССО выгоден не только для работодателей и студентов, но и для общества. Ведь отряд - это еще и социальная ответственность, благотворительность, патриотическое воспитание. Омичи, к примеру, в прошлом году стали организаторами акций "Бессмерный полк", "Георгиевская лента", "Обелиск". На свои деньги восстановили мемориалы героев, отремонтировали жилье ветеранам, полностью отреставрировали под палату бывший склад Омского военного госпиталя. Аналогичные студенческие проекты осуществлены в 36-ти субъектах России.
Кстати
В этом году в календаре появится новый государственный праздник. Согласно Указу президента РФ, 17 февраля молодежь будет отмечать День ССО. Именно в этот день была учреждена общественная организация "Российские студенческие отряды". По статистике, за 55-летнюю историю движения отечественную школу стройотрядов прошли более 18 миллионов человек. Президент и председатель правительства России - в их числе.