Новости

Томский пилот посадил загоревшийся в небе "Боинг 777-200" с сотнями пассажиров на борту
Константин Парикожа (в центре) и члены экипажа рейса R2 554, выполнившего посадку с неисправным двигателем. По словам командира, самым ответственным решением было не возвращение в Пунта-Кану, а посадка с полными баками. Фото: Vesti.ru
Константин Парикожа (в центре) и члены экипажа рейса R2 554, выполнившего посадку с неисправным двигателем. По словам командира, самым ответственным решением было не возвращение в Пунта-Кану, а посадка с полными баками. Фото:
Благополучное возвращение домой 375 пассажиров и членов экипажа спасенного в небе над Доминиканской Республикой рейса стало предметом особенной гордости в Томске, уроженец которого Константин Парикожа находился за штурвалом самолета и сумел справиться с аварийной ситуацией.

Российские и иностранные пассажиры рейса Р2-554 уверены, что экипаж совершил подвиг. Все они теперь называют десятое февраля (или одиннадцатое - по московскому времени) своим вторым днем рождения. Такую же оценку дали летчикам и в Томске, где мэр города вручил цветы и памятный адрес Людмиле Парикожа в благодарность за воспитание сына, который совершил аварийную посадку с горящим двигателем в аэропорту города Пунта-Кана.

- Благодаря его ответственности и стойкости в чрезвычайной ситуации были спасены жизни пассажиров самолета. Константин показал себя настоящим профессионалом. И мы все гордимся таким земляком, - подчеркнул мэр. А также сообщил ей об идее номинировать Константина в числе других будущих претендентов на звание "Томич года-2016".

Мама героя рассказала, что в 1994 году ее сын Костя подавал документы в Томский университет систем управления и радиоэлектроники, но затем поступил в Ульяновский институт гражданской авиации - решил стать пилотом и пойти в авиацию - по стопам отца-летчика.

По ее словам, попасть на международные линии сыну стоило больших трудов. В Томске Константин летал на Ан-24, за собственные деньги переучился на Ту-154, целенаправленно проходил и дальнейшую переподготовку, стал не только командиром судна, но и пилотом-инструктором.

Об инциденте в небе над Доминиканой мать узнала от самого сына - по телефону, когда шла на обед домой. Бодрым голосом Константин поинтересовался, как дела и спросил, смотрела ли она телевизор. "Ну и правильно", - ответил он и попросил не волноваться: "Все живы-здоровы". Вспоминая об этом разговоре, томичка благодарит сына, что позвонил сам: "Если бы откуда еще узнала, точно инфаркт хватил бы".

Сам Константин рассказал, что самолет в воздухе в общей сложности был 45 минут, загорание началось через шесть-семь минут после взлета. На высоте три тысячи метров началось очень сильное задымление в кабине пилотов, и им пришлось надеть кислородные маски из-за резкого и неприятного запаха. Пассажиры увидели за бортом яркую вспышку двигателя...

Пилоты экстренно выключили взорвавшийся двигатель и сделали запрос на возврат в Доминикану. Летчики вели самолет в экстренной ситуации около 30 минут. По словам Константина, пожар на воздушном судне - одно из самых неприятных происшествий, так как лайнер горит очень быстро и нельзя терять ни секунды. Действия экипажа в подобной ситуации отрабатывались на тренировках и потому были доведены до автоматизма. Во время посадки самолет повел себя хорошо, остановился на середине полосы и пассажиров эвакуировали через правые надувные трапы.

38-летний Константин Парикожа смог посадить на одном работающем двигателе один из самых больших пассажирских лайнеров в мире - "Боинг 777-200". Из пятнадцати лет в небе конкретно этот самолет пилотирует последние четыре года. Отвечая на вопросы журналистов, он просил не преувеличивать его заслуг - мол, все пилоты отрабатывают такие ситуации на земле, и в небе сделали то же самое. После посадки он последним покинул самолет - проверял все системы. И лишь потом сделал звонок маме, в город Томск, - сказать, что все хорошо.

Несмотря на все рассуждения о штатной ситуации, командир экипажа все-таки признался, что самым ответственным решением было не возвращение в Пунта-Кану, а посадка с полными баками. Максимальная посадочная масса самолета была превышена, но экипаж принял решение не вырабатывать топливо и снижать массу, так как боялись возгорания фюзеляжа.

- Так как была неизвестна причина задымления, было принято решение не терять время на сброс топлива, и мы, посовещавшись с коллегами, пошли на посадку. Спасибо пассажирам за адекватность, понимание. Спасибо бортпроводникам за слаженные действия, - рассказал командир экипажа.

Знаменитый теперь на весь мир пилот дальнемагистральных авиалайнеров России Константин Парикожа родился в 1977 году. Отец, Юрий Николаевич, был командиром самолета Ан-2 и несколько десятков лет отдал томской авиации. Мама, Людмила Петровна, работала бухгалтером в Томском авиапредприятии.

В 1994 году Константин окончил в соседнем селе Богашевскую среднюю школу. Затем в 1994-1999 годах учился в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации по специализации "летная эксплуатация воздушных судов". С ноября 2009 года стал работать в авиакомпании "Оренбургские авиалинии", где начинал пилотом-инструктором воздушного судна. К 10 февраля 2016 года общий налет Константина Парикожи составил более 9450 часов - и без единой аварии.

Прямая речь

Сергей Краснов, ректор Ульяновского института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева:

- Константин был хорошим курсантом, участвовал в научно-технических конференциях. Учился нормально. То, что он совершил, это не одного дня работа, потому что, выйдя из нашего учебного заведения, он прошел большой путь переподготовки на другие типы воздушных судов. Но все-таки тот "камушек", заложенный в училище при подготовке наших курсантов на уровне международных стандартов, заложили ему мы. Мужество и знание, навыки и умение позволили ему принять единственное правильное решение в такой ситуации и совершить посадку в аэропорту вылета.

Подготовила Татьяна Шадрина

Последние новости