28.02.2016 22:26
    Поделиться

    Число продуктов в реестре российского ПО увеличилось до 87

    В реестре отечественного программного обеспечения (ПО) уже 87 продуктов. О том, как софт попадает в реестр, "РГ" рассказала исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" (АРПП) Евгения Василенко.

    Какие продукты есть в реестре?

    Евгения Василенко: Классификатор включает в себя программные продукты, поделенные по функциональному принципу: операционные системы, утилиты и драйверы, офисные приложения, облачные системы и средства виртуализации, системы управления базами данных (СУБД), управления проектами и так далее.

    Какие иностранные программные продукты удастся заменить в первую очередь?

    Евгения Василенко: Отечественных продуктов на рынке уже около тысячи. Есть разработки на базе свободного программного обеспечения (СПО). За основу берутся системы с открытым кодом, перерабатываются, дорабатываются, формируется центр экспертизы и сопровождения этих систем. Они подходят под критерии отечественного ПО.

    Лучше всего представлены прикладные системы. Часто меняющаяся российская нормативная база создает благоприятные условия для развития отечественных компаний, им проще, чем иностранцам реагировать на изменения законодательства. Поэтому у нас много прикладного софта, например, в бухгалтерии, банковском секторе, информационной безопасности. Есть решения, которые уверенно занимают свои ниши и могут решать типовые задачи. Есть решения, которые уже тиражируются по регионам. Например, системы для автоматизации работы муниципалитетов, электронного документооборота, программы для здравоохранения. В этих сферах часто используются российские разработки.

    Наиболее остро вопрос замещения стоит в сфере системного ПО. Большинство прикладных систем, которые внедрены в госорганах, работают на иностранных операционных системах и СУБД. Заменить этот слой продуктов будет непросто, но все же возможно.

    Иностранные производители ищут варианты обхода, например, заключают соглашения с нашими компаниями на предустановку своего софта на отечественное "железо". Как избежать этого?

    Евгения Василенко: Эти вопросы - предмет следующего постановления правительства, которое будет связано с регулированием закупок программно-аппаратных комплексов, облачных услуг, работ по заказной разработке, техподдержке и так далее. Все эти случаи являются предметом дополнительного регулирования минкомсвязи.

    Сейчас важно получить обоснования по закупкам, чтобы понять, где еще остались лазейки и как их закрыть. Не секрет, что иностранные партнеры готовят типовые обоснования. Это логичный шаг с их стороны. И логичным шагом с нашей - будет их проанализировать и понять, какое дополнительное регулирование нужно.

    Если на рынке более тысячи отечественных продуктов, почему раньше мы о них не знали?

    Евгения Василенко: Иностранные компании всегда имели большие бюджеты на маркетинг и рекламу. Они приходят в Россию, когда уже накопили достаточно ресурсов для ведения агрессивной маркетинговой стратегии. Например, они могут позволить себе несколько лет бесплатно распространять свои продукты, чтобы замостить рынок и вытеснить локальных конкурентов. Российские компании основной акцент делают не на продвижение продуктов, а на их разработку и качество. Большую часть средств они вкладывают в развитие, а не в маркетинг. Ресурсы изначально неравны, поэтому мы знаем об иностранных продуктах гораздо больше.

    Наши компании очень скромны, они почти не рассказывают о своих удачных внедрениях и работе за рубежом. По численности многие наши ИТ-компании небольшие в сравнении с международными корпорациями, и ими руководят основатели - то есть разработчики продуктов, технические специалисты. Эти люди увлечены совершенствованием продукта, а не саморекламой. Но мы надеемся, что поддержка государства изменит представление о российской ИТ-отрасли и скоро еще больше наших разработчиков станут известны на весь мир.

    Поделиться