"Пока мы собираем предложения участников отрасли, ассоциаций, медиа- и телекоммуникационных компаний", - рассказал глава союза Сергей Петров. "РГ" стали известны некоторые подробности этой работы.
Среди предложений есть такие, которые могут фактически ограничить работу российских онлайн-кинотеатров. Есть, например, идея в качестве онлайн-кинотеатра разрешить работать только тем компаниям, которые юридически зарегистрированы в России.
Сервисы должны уведомить Роскомнадзор о начале ведения деятельности. Кроме того, предложено установить квоту на контент: не менее 80 процентов всей распространяемой онлайн-кинотеатром продукции должно быть на русском языке. А в каталоге сервиса - не менее 30 процентов российских фильмов и телепередач.
Помимо этого онлайн-кинотеатры не должны допускать распространения противоправных материалов, содержащих публичные призывы к террористической деятельности или других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию или каким-то иным способом оскорбляющих зрителей.
Онлайн-кинотеатры должны будут хранить на территории России персональные данные россиян, а также базы данных, содержащие объекты авторских и смежных прав. По требованию пользователей онлайн-сервисы должны будут удалять недостоверную информацию или распространяемую с нарушением законодательства, а также сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию.
Регулирующие функции предложено возложить на Роскомнадзор, который будет вести реестр аудиовизуальных сервисов, проводить мониторинг по выполнению онлайн-кинотеатрами закона. Ведомство сможет обращаться в суд с заявлениями о запрете распространения на территории РФ онлайн-кинотеатров, если те будут неоднократно нарушать правила.
Советник президента по вопросам развития Интернета Герман Клименко сказал, что полного текста законопроекта еще не видел, но подчеркнул, что вопрос регулирования OTT сервисов (интернет-вещание) входит в план работы Института развития Интернета в 2016 году.
Участники рынка отметили, что в нынешнем виде закон не заточен на урегулирование условий ведения деятельности для отечественных и иностранных компаний, ему требуется серьезная доработка. Например, есть пробел в части налогообложения иностранных игроков, работающих в России. "Пока предлагается только формально урегулировать работу онлайн-сервисов, под эти правила могут подстроиться и зарубежные, и российские компании, никакого разделения там не прописано, - отметил генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. - Иностранные онлайн-кинотеатры, которые работают в России, пока не платят здесь налоги, у них нет зарегистрированных юридических лиц здесь".
Ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что все сервисы, работающие на территории России, должны иметь равные права и обязанности: "Например, компания Netflix, которая 1 января объявила об открытии своих сервисов для российской территории, должна платить налоги в России, поскольку их услуга платна". Кроме того, компания собирает информацию о своих пользователях, поэтому она, по закону о персональных данных, должна хранить данные россиян на территории России.
Эти моменты должны быть учтены в законопроекте о регулировании онлайн-кинотеатров. Но не все с ними согласны. "Текущие предложения разрабатывались без нашего участия, - заметил Алексей Бырдин. - Например, вводится квота на контент. Так вот, в российских сервисах отечественный контент пользуется огромной популярностью, это и сериалы, и фильмы отечественного производства. Все форматы отечественного контента итак присутствуют в онлайн-кинотеатрах, это ходовой товар, и лишнее стимулирование здесь не нужно".
Ранее аналогичные требования предлагалось ввести для традиционных кинотеатров, тогда индустрия пришла к выводу, что это бессмысленно и вредно. По словам эксперта, сейчас весь достойный контент, который производится в России, в полном объеме попадает на экраны, как в офлайне, так и в онлайне. Никаких ограничений для выбора у российских зрителей нет.
"Стимулированием для производителей контента и онлайн-кинотеатров могли бы стать более четкие "антипиратские" меры, они дали бы рынку вздохнуть, как на этапе производства контента, так и на этапе распространения, - уверен Алексей Бырдин. - В этом направлении никаких предложений пока нет. В текущем проекте закона есть меры, направленные на защиту чести и достоинства граждан. Но у нас уже есть в законодательстве все нормы, контролирующие эти вопросы, и они исчерпывающие".
Очевидно, что проекту закона о регулировании деятельности онлайн-кинотеатров еще нужна доработка с участием других игроков рынка, в том числе самих онлайн-кинотеатров, делают вывод эксперты.