В автомобильных номерах появятся чипы
Эту идею главный инспектор безопасности дорожного движения республики Рифкат Минниханов вынашивал четыре года.
В Татарстане даже провели испытания, которые показали полезность маленького чипа.
Шеф ГИБДД Татарстана признается, что за RFID-технологиями будущее. "Будет политическое решение, значит, мы сделаем серьезный шаг в дальнейшем развитии интеллектуальных транспортных систем", - говорит он.
Как рассказали в Госавтоинспекции республики, информацию с чипов электроника считывает на расстоянии до 50 метров. И неважно, забрызган госномер грязью или владелец автомобиля намеренно прикрыл его бумажечкой или шторками, чтобы не попасть в объективы камер. Радиометки упростят жизнь инспекторам, так как позволят беспрепятственно вычислять водителей, паркующихся в неположенном месте или нарушающих скоростной режим. Кроме того, сотрудники ГИБДД могли бы дистанционно проверять документы автовладельцев и останавливать только те машины, к водителям которых есть претензии.
Для теста был изготовлен пластиковый госномер с радиочастотной меткой внутри. Изготовить его вышло дешевле, чем нынешний алюминиевый знак.
Тестирование радиометок в пластиковых номерах проводилось на окружной дороге в Казани. Во время эксперимента авторам инициативы удалось идентифицировать 98 процентов номеров. Причем на довольно приличном расстоянии - около 40 метров. Для сравнения, камеры фотовидеофиксации распознают алюминиевые номера не дальше 10-20 метров.
Классические средства фиксации чувствительны к погодным условиям, загрязнению и обледенению номера. Для новой системы - нет преград. В будущем камеры вообще не понадобятся, так как чип сможет передать информацию о лихаче сразу в ГИБДД.
История с предложением внедрить чипы в регистрационные знаки началась более четырех лет назад. Правительство поручило проработать вопрос об использовании в номерах микрочипов с технологией радиочастотной идентификации. МВД вопрос проработало и решило, что это будет неэффективно и дорого.
По мнению экспертов, технология применения чипов в номерах, удорожает сами регистрационные знаки. А за их выдачу платит собственник машины. То есть придется увеличивать госпошлину. Непонятно, как быть с вторичным рынком автомобилей. У нас сейчас можно сохранять номера за собой, можно продавать машину с номерами. Как все это проделать, если номер будет с чипом?
В России почти 55 миллионов зарегистрированных автомобилей. Но в год у нас в стране регистрируется порядка 2 миллионов новых автомобилей. Что делать со старыми? Устроить массовый обмен номеров?
Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов, в Казани эта технология с чипованными номерами была продемонстрирована на выставке. Но это не означает, что завтра ее запустят в массовое производство. Сейчас технологии развиваются огромными темпами. Возможно, что вскоре и вообще номеров не потребуется. Но пока это только одно из многочисленных предложений. Перед тем как внедрять его в жизнь, необходимо просчитать экономическую составляющую: на сколько удорожают номера и госуслуги по их предоставлению.
Как отмечают эксперты, можно развивать другую технологию. Если человек меняет номер, в лучшем случае при смене машины, то полис ОСАГО он покупает ежегодно. Почему бы не привязать чип к полису. Этот чип можно будет крепить под стеклом автомобиля. В нем будет вся информация о машине и водителях, которых может быть несколько.
Такой прибор будет гораздо дешевле, потому что не нуждается в минимальных размерах, не обязан быть устойчивым к вибрации и не требует защиты от вандализма. Кроме того, он даже может не потреблять энергии аккумулятора, если оснащен солнечными батареями.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews