03.03.2016 13:27
    Поделиться

    В Омске выросло число парикмахеров-нелегалов

    Кризисные явления ударили и по индустрии красоты. За последний год в Омске закрылась почти четверть студий и парикмахерских недорогого сегмента, вынуждая предпринимателей уходить в тень. В зоне риска оказались и салоны класса люкс.

    По словам специалистов, ограничительные санкции на поставках европейской косметической продукции в Сибирь почти не отразились, поскольку западные компании давно уже обзавелись сетями дистрибьюторов в России. Однако, несмотря на это, цены на косметику выросли почти вдвое, и примерно в такой же пропорции сократился поток клиентов.

    - Благодаря сетевой структуре мы дольно крепко держались на плаву и в 2008-м, и в 2014-м, когда отрасль лихорадило. Но прошлый год выжал из нас последние соки, - призналась корреспонденту "РГ" руководитель сети салонов красоты и магазинов косметики, член областного Союза предпринимателей Татьяна Еременко. - Расходы растут, доходы падают, поскольку нам всеми силами приходится сдерживать стоимость услуг, чтобы не потерять клиентов. А их все активнее перетягивают к себе мастера-надомники. Они не платят за аренду, не перечисляют налоги в казну, но зато могут демпинговать, и противостоять этой нарастающей тенденции очень непросто.

    Судя по всему, число парикмахеров и косметологов, работающих в тени, стремительно растет. Если полтора года назад порталы услуг в данном сегменте размещали десятки объявлений, то теперь их число увеличилось на порядок. Согласно онлайн прейскурантам, маникюр и педикюр на дому омичи могут сделать за 300 рублей, примерно за такую же сумму - укладку и кератиновое выпрямление волос. Стрижка с покраской обойдется в 700-900 рублей, манипуляции с бровями - 100, депиляция - 80 рублей. Большую часть этих денег мастера положат в карман, а вот в Пенсионный фонд не поступит ни копейки.

    Впрочем, о качестве услуг тоже речи не идет.

    Домашний труд для создателей красоты - вынужденная мера. Из-за роста цен, ухудшения благосостояния потребителей и двойного снижения объемов продаж косметики многие недорогие салоны закрылись, а их сотрудники потеряли рабочие места. По прогнозам специалистов, очередь может дойти до салонов среднего класса. Благодаря новым препаратам и инструментам, получающим все большее распространение в быту, вчерашние клиенты парикмахерских и косметических студий вполне могут осуществлять аналогичные процедуры в домашних условиях.

    - Чтобы не терять клиентов, мы выкручиваемся, как можем, - признается ведущий мастер одного из омских салонов Марина Крупнина. - Внедряем пакетные предложения, систему бонусов. Организуем работу мобильных бригад, готовых отправиться обслуживать корпоратив, юбилей или свадьбу по первому же звонку. А чтобы "удержать" чек, заменяем дорогую европейскую косметику на азиатскую - главным образом, корейскую.

    За последний год омские салоны красоты гораздо активнее начали использовать и продукцию отечественных брендов, которая значительно дешевле иностранной, особенно в интернет-магазинах. Экономия может составлять до двадцати-тридцати процентов. Тем не менее специалисты полагают, что косметические рокировки нужно делать с большой осторожностью.

    - К сожалению, качество продукции российских фабрик существенно уступает той, что производят европейские фирмы, и многие клиенты это отлично понимают, - поясняет Татьяна Еременко.

    Еще одна статья экономии - зарплата. Руководство салонов переводит сотрудников на неполный рабочий день или вовсе увольняет. По данным службы занятости, в прошлом году число предложений в данном сегменте снизилось на двадцать процентов. На одно место претендуют сразу десять человек. Поэтому у работодателей есть возможность при той же зарплате повысить требования к соискателям.

    По информации портала "Работа55", зарплата среднестатистического омского парикмахера составляет порядка двадцати тысяч рублей. Любопытно, что соискатели, разместившие резюме на сайте, готовы работать и за меньшую сумму.

    - Если спрос на бытовые услуги падает, это не значит, что люди перестают в них нуждаться, - подчеркивает глава региональной Ассоциации мультисервиса Алексей Самойлов. - Поэтому важно, чтобы для клиента, особенно малоимущего, они оставались доступными.

    Такого же мнения придерживаются аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН. "При отсутствии господдержки в ближайшее время инфраструктура бытовых услуг может радикально измениться. И, в первую очередь, пострадают низкоприбыльные, а значит, наиболее массовые и социально востребованные услуги населению", - говорится в исследовании центра.

    По мнению Алексея Самойлова, чтобы поддержать отрасль, необходимо протянуть "соломинку" малым и средним предприятиям в виде льготных ставок арендной платы, понижающих коэффициентов, оптимальных коммунальных тарифов. Пока же на поддержку в виде налоговых каникул могут рассчитывать только омские предприниматели, открывающие новое дело.

    Между тем

    Агентство "Интеррейтинг" провело исследование рынка парикмахерских услуг в России. Выяснилось, что в целом по стране на одного парикмахера сегодня приходится 234 клиента. Самая большая конкуренция в Краснодаре - 75 клиентов на одного мастера. В Омске показатель в шесть с половиной раз выше - 495. При этом здесь можно сделать самую дешевую в стране праздничную прическу, включающую стрижку горячими ножницами и укладку, - она обойдется менее чем в три тысячи рублей. Самую дорогую предлагают в Москве - более 22 тысяч рублей. В среднем же по России предпраздничный поход в женский зал парикмахерской обходится примерно в шесть тысяч рублей.

    Поделиться