"РГ", журфак МГУ и "Радио России" провели олимпиаду для юных журналистов

Завершилась олимпиада школьников "Ломоносов" по журналистике, которую организуют факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, "Российская газета" и "Радио России".

Эссе на конкурс отправили почти две с половиной тысячи ребят. Самые талантливые школьники приехали из многих регионов в Москву на очный этап. А семеро сильнейших из них попали в финал, который прошел 4 марта в студии "Радио России". Конкурс оказался очень серьезным - примерно 329 человек на место. При этом его победители прошлых лет успешно учатся на факультете журналистики и проходят практику в "Российской газете".

Экзамен в прямом эфире принимали преподаватели Московского университета и журналисты. Они проверяли широту кругозора школьников, их коммуникативные навыки и заинтересованность в профессии. Волновались все.

- Главное для эфира - это динамика. Старайтесь не делать больших пауз, рассуждайте вслух, - посоветовала финалистам декан факультета журналистики МГУ профессор Елена Вартанова. - На раздумья дается всего несколько секунд. И даже если вы затрудняетесь с ответом,  импровизируйте.

Каждый финалист сам выбирал по два запечатанных конверта с вопросами. "Какие факты Вы помните из истории Первой мировой войны?" "Кто и когда основал МГУ?" "Какие советские кинофильмы получили премию "Оскар"?" "Что такое авангард в искусстве?" На ответ отводилось четыре минуты. За это время ребята успевали не только ответить на вопрос, но и рассказать о себе, порассуждать об искусстве, реформе образования…

Если первый блок вопросов был на общую эрудицию, то второй - "профессиональный". Причем без сюрпризов не обошлось. "Что такое Википедия? Может ли журналист на нее ссылаться?" "Какие законы регулируют деятельность СМИ и журналистов?" "Назови ведущие российские и зарубежные информагентства".

- Можно ли Интернет, блоги, или, например, ленту фейсбука назвать средством массовой информации? - спросил корреспондент "РГ" у 11-классника Глеба Бугрова.

- Конечно, нет! Интернет - лишь площадка для передачи информации. А полноценными СМИ можно назвать например, интернет-версии авторитетных газет, или известные сетевые проекты с большой аудиторией, - ответил он. - Но блоги и соцсети профессиональными СМИ не являются.

По итогам выступления каждому участнику творческое жюри поставило оценку. Она суммировалась с теми баллами, которые ребята набрали в предыдущем письменном туре. В верхушке рейтинга оказались 9-классница из Москвы Арина Крючкова и две выпускницы 11 классов: Елена Терентьева из Чувашии и Анастасия Хоменко из Москвы. Все итоговые баллы финалистов будут переданы в оргкомитет олимпиады. Именно он утвердит, кто станет победителем, а кто - призером. Льготы  для поступления в вузы станут  известны в начале июня.

Сейчас победители олимпиады прошлых лет (которая в 2003 году начиналась как конкурс "Стань журналистом") уже работают в ведущих российских СМИ, преподают на факультете журналистики. В следующем году, как надеются организаторы, олимпиада пройдет в новом формате.

-  По предложению нашего ректора академика В.А. Садовничего, мы хотим расширить этот проект, придать ему всероссийский, и даже международный масштаб. У нас есть дружественные вузы в регионах, есть филиалы МГУ за рубежом, которые могут выступить как соорганизаторы конкурса. Я надеюсь, что эту идею поддержат наши партнеры - "Российская газета", ВГТРК - и помогут провести олимпиаду на региональных площадках, - рассказала проректор МГУ, начальник управления профориентации и работы с талантливой молодежью профессор Татьяна Кортава.