Новости

07.03.2016 12:48
Рубрика: Экономика
Проект: Авто

Андерссон сделал дело

На АвтоВАЗе сменят главу компании

Президент крупнейшего российского автопроизводителя АвтоВАЗ Бу Андерссон отправляется в отставку. Имя его преемника может быть названо 15 марта на совете директоров компании.

"Сегодня компания Alliance Rostec Auto BV объявила о том, что Бу Инге Андерссон покинет пост руководителя ОАО АвтоВАЗ. На 15 марта запланировано заседание Совета директоров АвтоВАЗа, на котором должно быть объявлено, кто сменит Андерссона. Его преемнику предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса", - говорится в пресс-релизе, распространенном французской компанией Renault - одним из ключевых акционеров АвтоВАЗа. Сообщение компании цитирует РИА Новости.

Напомним, что ранее отставку Бу Андерссона с поста президента АвтоВАЗа в интервью газете Wall Street Journal подтвердил глава корпорации "Ростех" Сергей Чемезов.

"Теперь нам нужен новый человек. Это все. Решение будет принято на заседании совета директоров", - заявил тогда он.

Ранее в СМИ высказывались различные предположения относительно причин увольнения Андерссона. Приоритетной версией считается огромный убыток предприятия - в 2015 году он составил порядка 73 миллиардов рублей.

Напомним, что уроженец Швеции Бу Андерссон возглавлял АвтоВАЗ с 2014 года. Главным событием в жизни компании за это время стал выход в свет принципиально новой линейки автомобилей, представленной седаном Lada Vesta и кроссовером Lada Xray.

Контрольным пакетом акций АвтоВАЗа владеет совместное предприятие госкорпорации "Ростех" и альянса Renault-Nissan - Alliance Rostec Auto BV. Этой компании принадлежит 74,51% акций крупнейшего российского автопроизводителя. При этом доля альянса в капитале совместного предприятия составляет 67,13%, а "Ростеху" принадлежат оставшиеся 32,87% акций.

Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto

Комментарий

Анна Бодрова, аналитик Альпари:

- Российский АвтоВАЗ - довольно проблемное предприятие, и не только потому, что только теперь старается наверстать многолетнее отставание от мировых конкурентов. Но и потому, что долгое время был ориентирован на внутренний спрос, который заметно упал в последние годы. В свете работы с кризисными последствиями смена президента компании оправданна.

Перед новым управленцем будет стоять одна основная задача: АвтоВАЗ сейчас выводит на широкий рынок новую модель, процессы уже запущены, значит, самое время заняться административными и управленческими вопросами. Смена руководства - это мера по оптимизации бизнеса и здесь не стоит искать следов санкций или других политических течений. Контракт с действующим президентом АвтоВАЗа Бу Андерссоном истекает только в конце 2016 года. По опубликованному на днях годовому отчету крупнейший отечественный автогигант завершил 2015 год с убытком более 74 миллиардов рублей. Но важно понимать, что негативные результаты связаны и со значительной инвестиционной деятельностью предприятия.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, российский автомобильный рынок сократился на 35,7 процента. Этот сегмент напрямую зависит от состояния экономики, но и в этом году она будет испытывать рецессию. Оптимистичный прогноз на текущий год - сокращение автомобильного рынка еще на 15 процентов. На этом фоне неудачи АвтоВАЗа выглядят скромными и почти незаметными. Автогигант сохраняет на протяжении шести лет стабильный уровень выручки, а его рыночная доля составляет почти 18 процентов. Несомненно, Бу Андерссон провел успешную, но резкую административную реформу, сократив неэффективную прослойку топ-менеджеров. К важным позитивным достижениям необходимо отнести оптимизацию производства, запуск программы по повышению качества продукции и создание новых моделей автомобилей. Альянс Renault-Nissan, по сути, спас отечественный концерн от падения в черную дыру, открыв доступ к рынку технологий и инвестиций, что в период санкционных ограничений оказалось принципиально важным.

Однозначно, что без западного инвестора в замкнутом режиме АвтоВАЗ вряд ли бы смог поднять голову и, тем более, предпринять попытки выйти на новые рынки. Но проблема избыточных мощностей градообразующего предприятия на фоне падающего рынка привела к самым печальным последствиям. Господин Андерссон проигнорировал этап налаживания гармоничных взаимоотношений с городом и регионом (Community Relations), что обозначило впоследствии высокий уровень недоверия к западному топ-менеджеру. Это не шутки в городе с населением в 700 тысяч человек.

Градус напряженности накалялся с 2014 по конец 2015 года, когда количество сотрудников сократилось с 70 тысяч до 44 тысяч, а оставшиеся были переведены на "четырехдневку" с 20-процентным сокращением зарплат. Поэтому было бы интересно увидеть на посту президента АвтоВАЗа опытного антикризисного топ-менеджера, при этом все равно, россиянин он или нет. Сейчас особенно важен именно опыт работы в определенных условиях. Успех нового топ-менеджера будет зависеть от двух составляющих: во-первых, от гармонизации взаимоотношений с работниками предприятия и в целом с городом Тольятти, а во-вторых, от снижения операционных расходов, повышения уровня локализации в сборке и решение логистических задач.

Чем меньше будет привязки производства к курсам мировых валют, тем свободнее будет ценовая политика АвтоВАЗа. Да, продажи АвтоВАЗа падают несколько лет подряд, и это самый главный проблемный нюанс. Однако ландшафт авторынка меняется, иностранные бренды в массовом сегменте значительно проседают, и на этом фоне у "АвтоВАЗа" может и должно открыться второе дыхание. Важно, чтобы российский потребитель поверил и убедился, что качество отечественных машин демонстрирует хотя бы небольшую, но положительную динамику и завоевывает признание автолюбителей именно по этому критерию.

Подготовила Татьяна Панина