Однако на выходе мы не увидим десять разношерстных проектов - все они будут реализованы по единому дизайн-коду. О том, как расшифровать этот код и что будет напоминать жителям района о ЗИЛе, "Российская газета" расспросила Илью Машкова, руководителя архитектурного бюро "Мезонпроект".
Илья Константинович, как удается объединить все авторские проекты, каждый из которых самодостаточный и неповторимый? И поясните, пожалуйста, что собой представляет единый дизайн-код?
Илья Машков: С того момента как в мировом градостроительстве укоренилось понятие "устойчивое развитие" (sustainable development), разработку единого дизайн-кода на крупную территорию можно считать минимально необходимым инструментом проектирования. Он, наряду с мастерпланом (генпланом), который традиционно разрабатывается с планом территории, определяет, в частности, функциональные зоны, трассировки дорог, параметры плотности застройки, а также высотность зданий. Однако указанные параметры влияют на будущую застройку лишь поверхностно, они не устанавливают характер визуального восприятия проектируемого района, и, в конечном счете, не позволяют увидеть и создать действительно качественное, устойчиво развивающееся городское пространство.
В то же время дизайн-код определяет объемные характеристики будущей застройки как единого ансамбля. Здесь все внимание уделяется деталям: инсоляции квартир, видам из окон, качеству организации общественных зон и многому другому. Дизайн-код фиксируется, в частности, в градостроительном макете, который визуализирует замысел разработчиков этого архитектурного кода, позволяет оценить качество будущей проектируемой территории.
Для проекта ЗИЛАРТ дизайн-код был разработан архитектурным бюро "Проект Меганом" под руководством Юрия Григоряна. После этого началась разработка авторских проектов для каждого лота. Всего же сейчас в проекте участвуют десять известных проектных бюро. Фактически реализация единого дизайн-кода контролируется рабочими встречами у заказчика, на которой все соседи-проектировщики видят работы друг друга и корректируют общий вектор.
Вы согласовывали свои архитектурные решения с городскими властями?
Илья Машков: Конечно, каждый авторский проект был рассмотрен главным архитектором города и прошел согласование в Москомархитектуре. Но до этого был принят и утвержден дизайн-код. Конечно, отклонения от дизайн-кода при тщательной разработке лотов неизбежны, но, несмотря на разнообразие проектных команд, ЗИЛАРТ будет развиваться как единое городское пространство.
Где вы черпали идеи, чтобы создать образ полицентричного города в городе?
Илья Машков: Москва - крупнейший, бурно развивающийся мегаполис и полицентричный город - очередной этап органического его развития. Такие этапы проходят все десятимиллионники. Париж и Лондон - не исключение. Однако то, что удается создать на территории ЗИЛ - практически уникальный опыт для Москвы. Такое успешное взаимодействие главного архитектора, мэра, девелопера проекта - "Группы ЛСР", проектных команд увидишь далеко не везде. Можно лишь пожелать, чтобы все промзоны Москвы и развивающиеся территории Московской области проходили такой же путь развития, каким пройдет ЗИЛАРТ.
Будет ли каким-то образом увековечена память о легендарном ЗИЛе?
Илья Машков: Да, на ЗИЛе будет музей и, кроме того, авторы различных лотов тем или иным образом фиксируют "память места". Например, в нашем четвертом лоте мы делаем на дворовом фасаде керамические панели с изображением выпускавшихся на ЗИЛе автомобилей. Получается очень здорово.
Знаю, что некоторые наши коллеги тоже готовят в своих лотах приятные сюрпризы для будущих жителей, но раскрывать их тайны не буду.
Почему ЗИЛАРТ активно называют арт-кварталом?
Илья Машков: Причин множество - прекрасные общественные пространства, украшенные авторскими скульптурами, музей, команда проектировщиков и креативный девелопер. Все в нашем проекте работает на творчество. Это кажется столь очевидным, что приставка "арт" выглядит весьма логичной.
При первом взгляде на проект бросается в глаза достаточно плотная застройка однотипными зданиями. Показалось даже, что улицы чем-то повторяют индустриальную сетку завода. Это было сделано намеренно?
Илья Машков: На самом деле здания совсем не однотипные, у каждого абсолютно свой характер. Мотивы этнических текстильных рисунков на фасадах зданий Саши Цимайло и Николая Ляшенко, яркий кортен (специальный ржавленый металл) на фасадах Сергея Скуратова, строгая архитектура фасадов АБ "Мезонпроект". Все лоты вместе создают очень качественную и одновременно гармоничную городскую среду.
Что касается плотности застройки, то ее можно назвать московской. Это значит, что она скорее обусловлена инвестиционными возможностями площадки, чем историей места, или градостроительными резонами. Но именно таким мы любим наш город. Даже довольно плотная застройка может быть качественной.
ЗИЛАРТ отличает очень качественная дорожная сеть. Локальная инфраструктура продумана до мелочей, она полностью обслуживает район пешеходными и автомобильными связями, главное, чтобы они были удачно интегрированы, прижились в городской дорожной сети. Такая интеграция происходит и в инфраструктурном развитии всей Москвы, пусть и с некоторым опозданием. Ничего "индустриального" в такой сетке дорог нет.
Как в ЗИЛАРТе будет организовано общественное пространство? Найдется ли место для природы и для досуга?
Илья Машков: Об это был уже очень много сказано. Жилой комплекс арт-класса ЗИЛАРТ абсолютно сбалансированный проект - это и прекрасные набережные, и пешеходные зоны, и новое здание Эрмитажа, объекты социального обслуживания, все это нашло свое место на территории.