Василий Алексеевич, вы сказали, что остались довольны работой съезда. Что такое оптимистичное там прозвучало?
Василий Егоров: Очень обстоятельный разговор получился с министром сельского хозяйства Александром Ткачевым. Он рассказал, в частности, что в ближайших планах - с 1 июня - установить процентную ставку по кредитам для фермерских хозяйств в пределах 5-7 процентов. Для фермеров это очень хорошая новость. Ведь какой механизм существует сегодня: банк выдает кредит фермеру условно под 18-20 процентов, потом часть ставки, 10-11 процентов, компенсируется органами власти субъекта. Непосредственно в Ярославской области - региональным департаментом АПК.
Чтобы получить эту компенсацию, фермеру приходится неоднократно ездить к чиновникам, а это подчас очень неблизкое расстояние, заниматься бумаготворчеством, отвлекаясь от основной работы. К тому же компенсации часто задерживаются. С июня, со слов министра, будет так: у фермеров появится возможность получать кредит под 5-7 процентов, и часть ставки из региональных бюджетов будут возмещать уже не фермерам, а банкам. Это, конечно, удобнее для селян.
Еще министр пообещал, что кредиты станут выдавать под залог будущего урожая. Это важно, потому что у людей не всегда есть подходящее для этих целей имущество. Например, технику старше пяти лет банки в залог не берут, а найти поручителя с хорошей зарплатой на селе практически нереально. Надо искать в городах, а это тоже не всегда удается.
Но ведь Ярославская область - зона рискованного земледелия: урожай может быть, а может и не быть…
Василий Егоров: Когда я учился в сельхозакадемии, преподаватели говорили: да, зависимость урожая от погодных условий составляет от 15 до 85 процентов. Если специалист хороший, то погодные условия влияют на 15 процентов, если плохой - на 85…
Еще одна "долгоиграющая" тема - погектарное субсидирование. В резолюции прошлогоднего съезда его участники отмечали, что оно должно составлять не менее шести тысяч рублей на гектар, чтобы фермеры имели возможность, например, обновлять технику. К вам прислушались?
Василий Егоров: Сегодня эта так называемая несвязаная поддержка из федерального и областного бюджетов у нас в области составляет чуть более 500 рублей на гектар пашни. Для сравнения: в Европе - 300 евро. Руководство минсельхоза пообещало погектарное субсидирование увеличить. Не знаю точно, в каком объеме, но то, что сегодняшних пятисот рублей крайне недостаточно, очевидно всем.
Кроме того, размер выплат будет определяться в зависимости от климатических зон и условий земледелия, что тоже очень логично - надо, чтобы земля заработала везде. Эта форма поддержки хороша тем, что она более-менее справедливо доходит до некрупных хозяйств. Все остальные ограничены разными условиями. Например, фермерским хозяйствам в нашей области достается не более пяти процентов всего объема финансирования, которое выделяется в регионе на поддержку сельхозтоваропроизводителей. А когда не работали программы "Начинающий фермер" и "Семейное фермерское хозяйство", эта цифра составляла вообще 2-3 процента. Остальное достается крупным сельхозпредприятиям промышленного типа.
То есть крупный сельхозбизнес в регионе - в приоритете?
Василий Егоров: В абсолютном. Больше скажу - площадка для развития малого бизнеса по направлениям "животноводство" и "птицеводство" в последнее десятилетие была у нас просто "зачищена": пришли крупные игроки, маленьких потеснили, хотя об эффективности работы некоторых этих гигантов я бы поспорил. А ведь фермерство - это не только занятость населения, производство продуктов питания, это еще обустройство территорий, которые стремительно пустеют.
Мы всегда подчеркиваем, что малый бизнес является деревнеобразующим фактором, а крупный - отраслеобразующим. И между ними должен быть симбиоз, которого мы до сих пор не добились. Мы ни в коем случае не выступаем против крупного бизнеса, просто надо, чтобы он развивался одновременно с мелким. Пришел крупный - пусть вокруг него существуют и будут созданы множество фермерских хозяйств. Если это животноводческий комплекс, пусть люди выращивают для него корма, овощи какие-то, доращивают телят и так далее - взаимных интересов может быть множество. А так люди вынуждены искать другие ниши. Кстати, в этом году переизбыток у нас картофеля отчасти связан и с этим тоже.
Каким образом?
Василий Егоров: Многие перешли в картофелеводство и овощеводство. Плюс появились новые технологии, помогли хорошие погодные условия и спрос на отечественные продукты в связи с санкциями. Посадили ненамного больше предыдущего года, но урожай был очень хорошим. И получилось, что выиграли те, кто продал свою картошку сразу с поля. Ее себестоимость была 4-5 рублей за килограмм, а продавали ее оптовикам по 6-8 рублей. Когда же пришли холода, фермерам пришлось тратиться на поддержание в хранилищах определенной температуры, переборку клубней и прочее - себестоимость килограмма картошки каждый месяц растет примерно на рубль. А покупают ее сейчас оптовики по 5-6 рублей. Те, кто занимается только картофелем, у кого сельхозпроизводство не диверсифицировано, оказались в серьезном проигрыше.
То есть картошка по 11 рублей в магазине - явление очень временное? В следующем году фермеры "исправятся" и посадят ее меньше?
Василий Егоров: Наоборот, посадят всего больше, в том числе и картошки. Не меньше - точно. Во-первых, избыток того же картофеля приведет к тому, что люди его просто используют как посадочный материал - не будут же они его выбрасывать. А потом, сейчас у фермеров, несмотря на все названные трудности, очень хороший настрой, они видят, что к их продукции появился интерес. Все эти санкции нам только на руку. Люди пробуют выращивать новые виды продукции, например, огурцы, кабачки, клубнику, чернику. Я уж не говорю об экзотических страусах, цесарках, фазанах и даже гусях и утках - это у нас уже было. Яркий пример того, как меняется сейчас рынок, - наш гусевод из Любимского района Вениамин Ковалев. Он даже удивлен: раньше у него брали гусей в основном на Новый год и Рождество, а сейчас заказов полно.
Это, конечно, вселяет в людей уверенность. Но проблема в том, что у нас совершенно не выстроена система реализации фермерской продукции в масштабе региона. И наша область, к сожалению, не вошла в программу создания логистических центров для малых хозяйств.
Но в область приходит крупный инвестор, который намерен до конца 2017 года построить в промпарке "Новоселки" в Ярославле межрегиональный оптово-распределительный центр для хранения и предпродажной подготовки овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов. Все можно будет свозить туда…
Василий Егоров: Это априори неправильно, потому что учредителями центров должны быть сами сельхозтоваропроизводители. А когда приходят такие большие игроки, они и диктуют условия. Мы это проходили в молочной отрасли. У нас же чуть ли не в каждом районе были молокозаводы, но на каком-то этапе там сказали селянам: мол, куда вы денетесь, сдадите молоко по предложенной нами цене, не выльете же его в канаву?! В результате производство сырья сокращалось, сокращалось, а потом стали закрываться заводы, и теперь этих заводов в области осталось наперечет. Молочное животноводство - исконно ярославская отрасль: у нас для него отличные природные условия. Но инфраструктура уже разрушена.
В идеале фермеры должны кооперироваться друг с другом и создавать собственные логистические центры?
Василий Егоров: Идеал - государственные центры или построенные на условиях государственно-частного партнерства. Задача фермера - произвести продукцию, а с ее реализацией ему нужно помочь. А у нас как? Изменились требования к убойным пунктам, и фермер остался с проблемой один на один. Он должен за свой счет построить этот новый пункт?
Я полагаю, раз власть прописала такие условия, она и должна подключиться к решению задачи. На мой взгляд, проблема в том, что фермеры у нас живут своей жизнью, а чиновники - своей. Можно сколько угодно ругать федеральную власть, но развитие малого бизнеса зависит в первую очередь от местных условий - от поселения, района, области.
А ярмарки "Покупай ярославское"? Это ведь как раз заслуга региональной власти...
Василий Егоров: Да, хороший вариант при отсутствии отлаженной инфраструктуры сбыта. Особенно для производителей овощной продукции. Таких ярмарок должно быть больше не только в Ярославле, но и во всех райцентрах области. И главное - они должны быть систематическими. Кстати, наша ассоциация тоже проводит аналогичные мероприятия.