Новости

Смена главы АвтоВАЗа может изменить ситуацию на российском автомобильном рынке
По мнению экспертов, преемнику Буандерссона нужно будет поработать над улучшением имиджа автомобилей АвтоВАЗ, а в глазах покупателей. Фото: Сергей Куксин/РГ
По мнению экспертов, преемнику Буандерссона нужно будет поработать над улучшением имиджа автомобилей АвтоВАЗ, а в глазах покупателей. Фото:
Завтра, 15 марта может быть назван новый президент АвтоВАЗа. По мнению экспертов, опрошенных "Российской газетой", перед ним будут стоять как старые, неразрешенные предшественником задачи, так и новые вызовы. А само назначение способно изменить расклад на автомобильном рынке России. Март-апрель вообще станут для него решающими.

Что касается АвтоВАЗа, то доля его продукции в общем числе проданных в России новых машин неуклонно снижается пять лет подряд. И необходимость переломить ситуацию уже давно назрела.

Нынешний президент АвтоВАЗа Бу Андерссон, по некоторым данным, покинет компанию 7 апреля. Кандидатуру его преемника планируют обсудить сегодня на совете директоров, о чем стало известно еще на прошлой неделе. Об отставке Бу Андерссона в интервью газете Wall Street Journal рассказал глава корпорации "Ростех" Сергей Чемезов. "Нам нужен новый человек", - заявил он тогда.

Что же предстоит сделать преемнику главы АвтоВАЗа? "Во-первых, нужно увеличивать продажи автомобилей. И по тем машинам, которые уже давно стоят на конвейере, и по новым моделям", - открывает счет позиций на "поле боя" исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.

По его мнению, это можно сделать за счет гибкой ценовой политики, работы с дилерами и с покупателем.

"Правильный пиар, продвижение новых брендов, повышение имиджа завода в целом и каждой марки в отдельности - вот правильный путь", - предлагает эксперт.

Вторая важная задача, говорит Сергей Удалов, это повышение локализации производства. "Если возможно менять иностранных поставщиков на российских с точки зрения уже заключенных договоров, это обязательно нужно делать. Тем более что по новым моделям, таким как Vesta и XRay, доля иностранных комплектующих очень большая", - напоминает Удалов. Хотя, продолжает эксперт, в упрек этот факт ставить нельзя, так как, скорее всего, такая диспропорция была сделана для того, чтобы машины сразу отвечали высоким стандартам качества. "Тем не менее локализация производства - задача долгая и сложная, но стратегически более правильная в текущей ситуации", - полагает он.

Естественно, необходимо заняться продвижением марки за рубеж. И это на сегодня вполне посильная задача, убежден Сергей Удалов. Ну и, наконец, четвертая задача, которая "тоже связана с развитием производства компонентов на АвтоВАЗе. В том числе не только для продукции завода, но и для других марок тоже", - считает эксперт.

В то же время оптимизация издержек (а по опубликованному на днях годовому отчету АвтоВАЗ завершил 2015 год с убытком более 74 миллиардов рублей) тоже должна проходить. Однако, резюмирует Сергей Удалов, "важно понимать, что негативные результаты связаны и со значительной инвестиционной деятельностью предприятия, в которую были заложены вложения в организацию производства. А помогло росту убытков падение авторынка страны".

При этом, продолжает мысль автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, новый глава концерна должен повлиять на ситуацию, которая сегодня сложилась на российском автомобильном рынке. А она, надо сказать, далека от радужной. По данным Ассоциации европейского бизнеса, если в 2010 году доля продукции крупнейшего в стране автозавода в общем числе проданных в России машин составляла 27,1 процента (517,1 тысячи машин из 1,91 миллиона), то к 2015 году снизилась до 16,8 процента. Впрочем, предупреждает эксперт, "на сжимающемся рынке резкого прорыва достичь очень сложно. Тем более что АвтоВАЗ при Бу Андерссоне вышел в новый сегмент - автомобили европейского качества, но по более высокой цене. Но падают продажи как раз бюджетных автомобилей концерна. Это говорит о том, что наши автолюбители хотят что-то покачественнее".

Перелом на рынке вполне возможен - февраль показал очень неплохую динамику. По данным Автостата, авторынок России, который в январе занял пятое место среди стран Европы, по итогам прошлого месяца поднялся на четвертую строчку. При этом АвтоВАЗ сохранил лидерство на российском рынке, продав за последний месяц зимы более 19 тысяч автомобилей. Однако эта цифра на 19 процентов ниже показателя годичной давности. На вторую строчку пьедестала по объему продаж заехала компания KIA с результатом около 11,5 тысячи авто (-9 процентов), а третью позицию занял концерн Hyundai, реализовавший 10,5 авто (-21 процент).

"Основой такой позитивной динамики является низкая база прошлого года, - объясняет позитив Сергей Удалов. - Думаю, дальше будет примерно такой же уровень. На рынке пока нет сигналов об улучшении ситуации или ее переломе". Игорь Моржаретто, который тоже согласен с эффектом "низкой базы", все-таки советует дождаться результатов марта-апреля. "Уже есть некоторые признаки слабого восстановления, - говорит он. - Появляются прогнозы, которые говорят о том, что год может быть легче, чем прошлый. А март и апрель будут определяющими. Если мы в этом году в эти месяцы получим ноль падения, то это уже может быть очень хорошим знаком, который позитивно повлияет на всю годовую динамику продаж в целом".

27 процентов - на столько в этом году может упасть автопром России по пессимистичному сценарию, по оптимистичному - на 10 процентов

По оценкам экспертов и профессиональных автомобильных ассоциаций, российский автопром в 2016 году будет продолжать падать. Оптимистичный вариант прогноза Ассоциации европейского бизнеса по производству - минус 15 процентов от уровня прошлого года.

По другим оценкам в случае позитивного развития событий отечественный авторынок может опуститься только на 10 процентов, и у него есть шанс достичь объемов продаж в 1,35 миллиона легковых автомобилей (оптимистичный прогноз). При пессимистичном сценарии он может упасть до 1,1 миллиона единиц (-27 процентов). Время покажет.

Priora сменила курс

АвтоВАЗ начал выпуск бюджетной версии Lada Priora, которая предлагается в комплектации "Стандарт". Цена седана - 389 тысяч рублей. В салоны дилеров новинка ориентировочно попадет в апреле. Двигатель для ультрабюджетной версии оставили маломощный: вазовский объемом 1,6 литра на 87 лошадиных сил. Трансмиссия - пятиступенчатая "механика".

Priora имеет подушку безопасности водителя, дневные ходовые огни, систему торможения ABS, электроусилитель руля, систему крепления детских кресел ISOFIX. Сэкономит завод на отделке, шумоизоляции, кондиционере.

На АвтоВАЗе считают, что новая версия заинтересует клиентов, которым нужен надежный автомобиль с базовым набором опций. Также она может быть интересна для заказа госструктурам и бюджетным организациям.

Подготовила Ольга Дмитренко, Самара

Спрос на автомобили пока оставляет желать лучшего. Но эксперты видят признаки восстановления. Фото: REUTERS
Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке