Знакомы мы уже давно, много общались через социальные сети, но впервые собрались для серьезной и основательной беседы. Ребята только-только запустили новый сайт проекта, открыли регистрацию на апрельский кросс.
Мне было интересно узнать, как можно стать такими популярными, но не скатываться в попсу, устраивать такие теплые, почти домашние беговые мероприятия, да и зачем вообще нужно ввязываться в такое нелегкое, порой неблагодарное дело как организация забегов…
Зеленоградский полумарафон появился в 1997 году по инициативе Бориса Прокопьева, редактора журнала "Бег и мы". Идею поддержала администрация города и полумарафон стал ежегодным городским мероприятием - чем и остается до сих пор. Статистика говорит о том, что в 2000-2001 году, когда бег еще не был столь популярным увлечением, Зеленоградский полумарафон стал самым массовым забегом России - число финишеров в эти годы превышало 600 человек.
Денис - нынешний директор забега - никогда не занимался легкой атлетикой, предпочитая единоборства. Но в 2007 году решился на свой первый полумарафон. "Хотел набежать на женский разряд, но не вышло, пробежал лишь за 1:34. При этом он стал моим самым быстрым полумарафоном", - с улыбкой говорит Денис.
В 2007 году Борис Прокопьев провел свой последний полумарафон в Зеленограде и передал организацию забега местной компании, которая занималась спортивным консалтингом и маркетингом. Но, несмотря на финансовые и административные ресурсы, забег не развивался: в 2012 году число финишеров упало до 200 человек, а сам полумарафон терял популярность среди бегунов.
"При этом беговое сообщество стремительно росло, а Зеленоградский полумарафон, к сожалению, затухал, а у других дела шли хорошо - например, забеги Миши Громова становились популярнее", - отмечает Денис.
В 2013 году Прокопьеву вновь пришлось взяться за организацию старта, но на этот раз заручился поддержкой ребят, которые прежде помогали ему с организацией как волонтеры.
"Я обрадовался! Такой шанс! Сделать что-то крутое для города, подобрать знамя Зеленоградского полумарафона в не самое лучшее время - такой вызов…", - вспоминает Денис. Не то, чтобы ребятам нечем было заняться, - и сейчас все поглощены работой и семейными делами. Но когда Денис начинает рассказывать про локальный патриотизм, все становится на свои места: "Мы - настоящие адепты зеленоградизма! Да, симбиоз сумасшедших фанатиков своего города и любителей бега”.
2013 год, молодые ребята с горящими глазами, засученными рукавами и голым энтузиазмом берутся за дело. У них нет ни связей, ни финансов, а до старта два месяца, но их это нисколько не пугает, потому что рядом с ними Борис Прокопьев. Он помогает им наладить связи в префектуре, в ГИБДД… Ребятам удается невозможное - благодаря их усилиям на старт вышли 350 человек...
"В 2014 году мы делали уже все сами, полностью автономно. Это видно даже по стилистике. В 2013 году забег остается традиционным городским забегом, классическим, как мы его называем, Зеленоградским полумарафоном. Но в 2014 г все было уже по-другому. Мы вышли в социальные сети и обрели фирменный стиль”, - с гордостью говорит Денис.
Я пью кофе и слушаю, как ребята хотели сделать нечто запоминающееся, яркое для города и для бегунов. Несмотря на то, что они полностью взяли на себя организацию забега, получив полную свободу действий, они до сих пор советуются с Прокопьевым. Zelrun работает над стилем и это им удается, как и то, что число участников значительно выросло за последние два года (число финишеров увеличилось примерно в 4 раза - прим. ред.) Единственное, что никогда не изменится так это название забега - да и зачем, ведь это уже давно бренд.
Денис говорит, что самым серьезным испытанием для них стало то, что в Москве появились два серьезных игрока - "Громы" и Московский марафон. "Это два лучших организатора, Михаил Громов и Дмитрий Тарасов. В Москве - точно, да, наверное, и в России", - отмечает Денис.
По словам Дениса и Алии, им пришлось задуматься о том, как сделать так, чтобы Зеленоград заметили. Было решено сделать забег с домашней уютной атмосферой. Ребята признаются, что в большей степени это у них получилось на кроссах, поскольку число участников там не очень большое.
Когда число участников переваливает за тысячу - домашняя атмосфера теряется, отмечает Денис. Забег "за тысячу”- это четкая система и регламент, все должно работать как машина… "Там уже не получится каждого участника знать по имени. Хотя Алия с этим довольно неплохо справляется. Мне кажется, многие бегают у нас по большей части потому, что Алия когда-то окликнула их по имени", - смеется Денис.
"Мы хотим показать, что мы обычные ребята: чтобы потенциальные участники смотрели и понимали, что проблемы у них такие же. Все внутренние процессы у Громова и Тарасова так или иначе остаются закрытыми. Бегун получает конечный продукт, как BMW или iPhone, которые где-то там из чего-то собирают. Продукт в готовом виде попадает к потребителю… Мы же обеспечили почти полную открытость процесса. Посыл такой - "бегайте у нас из жалости"… ну или из солидарности: если бы вы устраивали свой забег, то делали бы его примерно также как мы", - говорит Денис.
Всегда было интересно, сколько человек нужно, чтобы организовать забег. Ведь столько всего нужно: сайт, система регистрации, поддержка участников, продвижение, волонтеры, спонсоры, подготовка трассы, стартового городка, дать старт, сделать хронометраж, всем дать медали, бананов, воды и накормить кашей…
- На данный момент нас трое, - дает мне шокирующий ответ Денис. - Это я, Алия, ее сестра Ира. Раньше нас было также трое, но Иру заменял Сергей. Сейчас он временно отошел от дел из-за работы, но все равно помогает по мере возможностей. И, конечно, друзья. Без них мы, конечно, не осилили бы это дело…Просто они очень крутые!
Костяк команды волонтеров - это тоже в основном друзья. Им уже не требуется длительный инструктаж, достаточно только жеста и они делают все "под ключ". Еще очень помогает зеленоградский волонтерский центр.
- На регистрации всегда сидят мои подружки, - говорит Алия с улыбкой.
Чтобы как-то отблагодарить друзей и волонтеров, ребята устраивают что-то вроде корпоратива - пикник, куда может прийти каждый. Это дает ощущение сопричастности - ребята подчеркивают, что волонтеры такие же организаторы, которые в день забега делают всю основную работу.
- Мы очень благодарны за помощь нашим волонтерам, - говорит Денис.
"Мне казалось, что кросс- это же так легко! Во-первых, город не надо перекрывать. Во-вторых, денег - минимум. В-третьих, медали можно попроще. В-четвертых, точный хронометраж не нужен, рекорд тут не установишь… В общем, решили, что будем штамповать их как сосиски. Самое главное, что на этих забегах мы сможем пиарить полумарафон!" - потирает руки мой собеседник.
Вообще, у кроссов в Зеленограде есть своя история. Их организовывал городской центр физкультуры и спорта. Собирались человек пятнадцать, в основном лыжники. Никаких раздевалок, максимум - тент от дождя, чтобы вещи оставить. И все бегут и месят грязь. Бегал эти кроссы и Денис - это во многом и повлияло на появления кроссов Zelrun.
Но оказалось, что организация подобных мероприятий, если речь о качественном массовом забеге, - дело также непростое. После утверждения трассы, на месте старта началась стройка, пришлось изучить весь лесной массив, чтобы найти подходящий вариант. За неделю до старта затопило мост через речку, пришлось восстанавливать, а трассу выравнивать после нашествия квадроциклистов. Медали пришли в последний день, ленты - бракованные, в общем, "сосиски” давались нелегко.
Я спрашиваю, почему вы называете свои забеги по грунту кроссами, а не трейлами. И получаю исчерпывающий ответ Дениса: "Я разделяю это так: трейл - это когда необходимо через что-то перелезть, чтобы куда-то добраться, где-то переходить на шаг, потому что по-другому никак, а где-то даже и вплавь добираться… А кросс - это бег, бег без остановки, в хорошем темпе, по грунту, даже в горку… и никаких серьезных преград на трассе нет".
"На кроссах нам удалось собрать большую дружескую тусовку, к чему изначально и стремились. Наверное, скоро после забега мы будем звать всех к себе домой. Меня, правда, мало кто знает, но я всех знаю через Facebook Алии", - смеется Денис.
Гречка стала своего рода мемом среди бегунов после прошлогоднего "Спутника". Зеленоградцы угощали на финише кашей, но не всем участникам досталась порция гречки. Это ставили организаторам в вину.
- Мне вообще не хочется заострять на этом внимание: посмеялись и ладно. Гречка у нас всегда будет доступна для всех, как для участников, так и для волонтеров и болельщиков, никогда не будет никаких талонов. Это моя принципиальная позиция как организатора. Можно брать порцию себе, другу и еще добавку, но о других бегунах забывать не стоит - здесь уже каждый должен проявить сознательность", - подчеркивает Денис.
"К слову, многим не нравится, что у нас много "зайцев”- тех, кто бежит без номера, соответственно, не оплачивал взнос. Но тут мы также тверды в своем решении. Есть у тебя 800 рублей или нет, ты можешь бежать со всеми. Это осложняет задачу организатору, но тем не менее: спорт - для всех! Не стоит этого забывать”.
- Когда валюта подскочила, занервничали те, у кого есть деньги, - говорит Алия. - А нам переживать не приходится.
Конечно, опасения и риски есть всегда. Основные переживания у ребят из-за предстоящего Зеленоградского поумарафона. Если не наберется лимит участников, то за стартовые комплекты придется заплатить из своего кармана.
"С кроссами проще. Лояльных к нам участников как раз 500-700 человек, лимит мы всегда наберем. Цену мы подняли минимально", - говорит Денис.
Кстати, участникам в 2016 году предложили новый удобный сайт, возможность выбора номера при регистрации на забег, заказ выпущенных ограниченной серией футболок. "Бегуны обычно жалуются, что у них полно футболок. Многие готовы бежать без них, но дешевле. Мы дали такую возможность", - отмечает Денис.
Спонсоров найти сложно. Однако это возможно, и Zelrun очень благодарны тем, кто откликается и поддерживает их забеги. Ребята говорят, что их часто ругают за отказ работать с потенциальными спонсорами. В оправдание Денис говорит, что коммерсанты хотят выгоду для себя, но не для участников, тогда как организаторы обязаны думать прежде всего о них.
"Наша политика проста: безвозмездно мы работаем только с социальными и благотворительными проектами" - говорит Денис.
Зеленоградские старты оказались интересными - и это несмотря на то, что проводятся в отдаленном районе Москвы. Команда Zelrun дружит с организаторами других стартов, помогает чем может. "Взаимодействие с другими забегами - еще один важный момент нашей организационной политики. Но это должен быть очень качественный забег. Мы требовательны и к себе, и к другим", - подчеркивает Денис.
Среди своих друзей зеленоградцы называют, например, полумарафон "Тушинский подъем" (Денис называет его "забегом-побратимом” Зеленоградскому полумарафону - прим. ред.), серию стартов Московского Марафона и забеги серии GROM. "Дима Тарасов предоставил нам место на ЭКСПО - за что мы бесконечно благодарны. Там мы презентовали проект "#Zelrun” и закрыли регистрацию на октябрьский кросс. А Миша Громов - это наш бессменный таймер на всех стартах, с ним мы в хороших дружеских отношениях", - отмечает Денис.
Рассказывая о нюансах организации и проведения стартов, Денис все время возвращается к Борису Прокопьеву. Сравнивает собственную работу с его, приговаривая, что еще есть куда расти. "После забегов Борис всегда говорит: "Не зазнавайтесь". А мы и не думаем пока зазнаваться", - улыбается Денис.
По его словам, Прокопьев всегда делал все старты один - у него не было постоянной команды, только волонтеры. Даже стартовые городки он строил сам. За час до старта Борис просто выключал телефон, брал микрофон в руки и начинал вести забег... "Во время полумарафона я успеваю несколько раз положить деньги на телефон… Звонят все… постоянно какие-то проблемы, какие-то накладки… А Борис вообще недоступен во время забега, и у него все четко работает. Высший пилотаж. Гений организации…" - восторженно заявляет Денис.
Мне все время нашей беседы казалось, что Денис немного скромничает. (Когда мы беседовали, регистрация на "Спутник" только стартовала, а когда статья публикуется - все слоты уже закрыты, причем регистрация закрылась за месяц до старта - прим. ред.) Вот и последние слова Алии заставили меня еще раз в этом убедиться. "Обычно мы носимся как угорелые на стартах, особенно на полумарафоне. А вот "Октябрь" стал тем стартом, когда я поняла, что мне нечем заняться. Ходила туда-сюда.. Мне было не по себе, оттого что везде все спокойно", - говорит она.
Под конец нашей полуторачасовой беседы я решаюсь спросить о планах. Ничего принципиально нового Zelrun не готовит - никаких лыжных гонок (потому что негде, несмотря на имеющуюся трассу, просто пропускная способность ее невелика) и никаких зимних забегов (потому что энергетических ресурсов не хватает, чтобы совмещать организацию забегов с основной работой). Единственное, что в этом году добавится к полумарафону и кроссам - эстафета.
Денис снова улыбается: "От "жадности” я придумал этот старт. Смотрю на календарь, остается какой-то пробел - большой перерыв между полумарафоном и "Октябрем". А я давно мечтал об эстафете - это очень эмоциональное мероприятие, настоящий "фан"!
Пройдет эстафета в июле, а пока ребята запустили регистрацию на юбилейный Зеленоградский полумарафон, который состоится в мае.
Вот что ребята из команды #Zelrun говорят о себе.
Денис, 30 лет. Директор забегов зеленоградской серии. 8 лет работал учителем математики и информатики в школе. Создал приложение Smartfiction, провел 2 полумарафона и 2 кросса, носит одну и ту же модель джинсов Levis на протяжении 6 лет.
Алия, 25 лет. Закончила факультет клинической психологии МГУ, родила двоих детей с разницей в год, теперь занимается их воспитанием и работает над продвижением проекта #ZELRUN. Любит Чехова и хачапури по-аджарски.
Ира, 25 лет. Модель IMG models. С 2015 года организатор забегов зеленоградской серии. Любит петь в караоке и рубашки мужского кроя.
Сергей, 29 лет. С 13 лет был волонтером Зеленоградского полумарафона. Музыкант и самый добрый учитель музыки.
Присоединяйтесь к проекту "Пора бежать" в Facebook, Instagram,Twitter, Telegram