21.03.2016 15:55
Поделиться

Преемнику Яценюка придется закрыть глаза на коррупционные схемы на Украине

Продолжавшийся почти месяц спектакль по подбору нового главы правительства Украины взамен то уходящего, то отказывающегося покидать свой пост премьера Арсения Яценюка, подходит к концу. О предстоящем хэппи-энде сообщил лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко. Он утверждал: на этой неделе Верховная Рада проведет внеочередное заседание, на котором объявит имя сменщика.

В такое развитие событий хотелось бы верить многим в окружении главы украинского государства. Но факты говорят об обратном. Когда большинство "козырей" находятся в руках возглавляемой действующим премьером парламентской фракции, именно Арсений Яценюк решает, когда, кто и на каких условиях возглавит правительство. Продешевить с этим важнейшим в своей жизни назначением Яценюк боится: после назначения новый руководитель кабинета министров может проявить "нездоровый" интерес к процветающим в нынешнем правительстве коррупционным схемам. О том, что они существуют, неоднократно на конкретных примерах во всеуслышание рассказывал губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Так что к кандидатуре следующего главы правительства нынешний премьер предъявляет множество особых требований. Как минимум тот должен быть слепым и глухим к прошлым и будущим финансовым грешкам "Яценюка и компании".

После долгих поисков кандидатов в премьеры осталось двое - министр финансов Наталья Яресько и спикер парламента Владимир Гройсман. Остальные сошли с дистанции, осознав, что либо их сделают "козлами отпущения" за ошибки нынешнего правительства, либо превратят в марионеток, подчиняющихся более влиятельным политическим фигурам.

Яресько, согласившись на пост премьера, сразу назвала множество условий, без которых назначение не состоится. Главные из них - формирование кабинета не по квотам парламентских партий, а по способностям кандидатов на министерские посты и получение гарантий, что депутатский корпус поддержит предстоящие реформы. Но, как объясняют эксперты, выполнить запрошенное Яресько не реально: руководители ведомств по существующим на Украине законам должны быть политическими фигурами. А значит для формирования технократического кабинета придется менять законы, на что уйдут месяцы. Словом, хотя формально Яресько остается в игре, ей придется ради премьерского кресла изменить свои требования. Кандидат уже предупредила о своих планах по смене министров. Своих постов в случае назначения Яресько лишатся главы энергетического и социального ведомств.

Не менее проблематичной выглядит ситуация с назначением на премьерский пост спикера Рады Владимира Гройсмана. Эксперты предупреждают: назначение Гройсмана, которого считают близком к президенту человеком, сформирует монополию президентской команды на власть. Такой расклад вряд ли устроит возглавляемый Яценюком "Народный фронт", да и другие политические силы. К тому же в ситуации, когда почти 70 процентов населения Украины, согласно соцопросам, считают, что за последние два года экономическое положение страны ухудшилось, брать на себя всю ответственность за дальнейшее развитие Украины сторонники Порошенко вряд ли сочтут разумным шагом. А значит, что при обсуждении будущего премьера в Раде может появиться еще один, ранее не обсуждавшийся кандидат - "джокер", которого президент и премьер припасли на черный день.

Эксперты также рассматривают вариант, при котором чрезмерная капризность нынешнего премьера Украины при обсуждении преемника приведет к формированию к парламенте новой коалиции. В нее сторонники Яценюка не войдут. Но в этом случае для президента Украины велик риск заполучить в премьеры "заклятую подругу" - быстро набирающую рейтинг на фоне экономического кризиса Юлию Тимошенко и даже Михаила Саакашвили. Последний, хотя публично и отказывается от премьерского кресла, может "сломаться", если, скажем, из Вашингтона его убедительно попросят занять вакантный пост.

Весь этот многоактовый спектакль, грозящий затянуться на неопределенное время, теоретически может быть прерван, если глава государства проведет на Украине досрочные парламентские выборы. Но такой сценарий для Порошенко выглядит наименее желательным - сторговаться с оппонентами в нынешней Раде ему куда проще, чем вновь убедить избирателей в достоинствах своей политической силы - "Блока Петра Порошенко".

Можно долго спорить о том, у какого кандидата больше шансов занять премьерский пост и решится ли президент Порошенко разыграть "донбасскую карту", чтобы возобновив военный конфликт, отвлечь избирателей от происходящего на их глазах дележа кресел.

Несколько дней назад миссия Европарламента выпустила рекомендации для украинских парламентариев, предназначенные для реформирования Верховной рады. Депутатам, которым, возможно, на этой неделе предстоит выбирать нового главу правительства, европарламентарии в первую очередь посоветовали … не прогуливать работу. "Мы обнаружили такое явление, что многие комитеты не заседают во время комитетской работы. Почему так происходит? Они должны заседать, но не работают. Это какая-то фикция на практике", - говорится в присланном из Европарламента докладе. Возмущению украинских депутатов не было предела: миссия Европарламента позволила себе их учить, когда и сколько им работать, предложила отказаться от "кнопкодавления" за себя и коллег, посоветовала, по какой более рациональной схеме проводить заседания. Реакция последовала незамедлительно. Один из народных избранников под аплодисменты коллег назвал присланные в помощь Раде документы "дебильным текстом", написанным для "украинских папуасов под "коксом".

Поэтому какие бы рекомендации в будущем по кандидатуре нового премьера не поступили на Украину из Брюсселя и Вашингтона, нет гарантий, что украинский парламент к ним прислушается. А значит, киевская "сказка про белого бычка" - поиск нового премьера - может подзатянуться. Виртуально делить министерские портфели в нынешней Украине - занятие более увлекательное, прибыльное, а главное безопасное, чем проведение реальных реформ в разваливающемся, сидящем на кредитной игле международного валютного фонда государстве.