Новости

21.03.2016 20:20
Рубрика: Digital

Улыбнись мне смайликом

Виртуальное общение становится популярнее реального
Общаться в Сети легко и удобно, но есть вероятность потерять дорогу в реальный мир. Фото: Сергей Куксин/ РГ
Общаться в Сети легко и удобно, но есть вероятность потерять дорогу в реальный мир. Фото:
Россия вошла в число самых лояльных к виртуальному общению стран. В этом списке также Китай, Турция и Бразилия. Всего в мире уже около четверти, 23 процента, онлайн-потребителей считают, что виртуальное взаимодействие с людьми то же самое, что и реальное.

Несогласными с этим утверждением оказались лишь 15 процентов респондентов. Такие данные приводит исследовательская компания GfK, которая провела опросы в 22 странах мира.

Возможностей для виртуальных контактов в нашей жизни становится все больше - видеоконференции в офисе, общение с помощью FaceTime или переписка в Facebook и WhatsApp, сюда же можно отнести виртуальное изучение городов или музеев через Google Street View. За 5-10 лет мир меняется до неузнаваемости. Но достаточно ли этого, чтобы заменить реальную жизнь?

Не удивительно, что больше всего в силу виртуального общения верят молодые люди в возрасте от 20 до 39 лет. Интересно, что для тинейджеров виртуальное взаимодействие оказалось чуть менее привлекательным - с утверждением о равноценности реального и виртуального общения в этой группе согласились 22 процента опрошенных.

2,5 миллиарда интернет-пользователей сегодня в мире

Ожидаемо, что люди более старшего возраста скептически отнеслись к утверждению о равноценности реальных и виртуальных контактов. Каждый пятый участник опроса в возрасте 50-59 лет не согласен с тем, что виртуальное взаимодействие может быть полноценной заменой реальному общению. Среди людей старше 60 лет 27 процентов не готовы заменить реальное общение виртуальным. "Старшее поколение испытывает недоверие к коммуникациям через Интернет, потому что не привыкли к подобной форме общения и отдают предпочтение традиционным способам взаимодействия, - объяснил соучредитель группы компаний по интернет-маркетингу Kokoc Group Евгений Моисеев. -

Люди в возрасте от 20 до 40 лет сформировали свое мнение уже в других условиях и расценивают виртуальное общение как неотъемлемую часть жизни, склонны ему доверять, а значит, не видят принципиальной разницы между реальным и виртуальным". Эти результаты опроса не удивили экспертов "РГ".

Сейчас продолжается так называемый информационный взрыв - цифровая информация увеличивается с каждым годом, и каждое следующее поколение онлайн-пользователей обладает большим объемом информации, чем предыдущее. "В таких условиях неизбежна тяга людей, в особенности молодежи, к Интернету в целом, - отметил руководитель экспертного центра "Общественная Дума" Роман Терехин. - Потребность в общении и каждодневном получении информации обо всем может быть удовлетворена только во Всемирной паутине, которая охватила уже всю планету".

Поражают цифры: на 7 миллиардов человек населения Земного шара в мире существует около 6 миллиардов телефонов, более 2 миллиардов компьютеров, почти 2,5 миллиарда интернет-"юзеров". Все это свидетельствует о колоссальной потребности людей в общении, и Интернет позволяет сделать его регулярным.

"Семьи во всем мире по-разному используют телекоммуникации для общения, - отметила руководитель службы аналитики и ConsumerLab Ericsson Татьяна Ледовская. - Современные родители зачастую проводят по 9-10 часов на работе. Дети также после школы посещают различные занятия - спортивные, музыкальные, образовательные. Естественно, детям не хватает общения с родителями". Здесь как раз на помощь приходят современные технологии. Например, в США для общения между детьми и родителями наиболее активно используется WhatsApp.

"Технологии помогают людям чувствовать себя ближе к друзьям и родственникам, однако для качественного общения люди все же выбирают личное присутствие, - отметила Татьяна Ледовская. - Так, 48 процентов американских семей регулярно ужинают вместе. И во время трапезы не используют устройства, а предпочитают общаться".

При этом в сфере бизнеса онлайн-общение может существенно повысить эффективность рабочего процесса. По данным Global Workplace Analytics, от 80 до 90 процентов сотрудников компаний хотели бы перенести часть рабочего процесса в онлайн и иметь возможность коммуницировать удаленно.

"Стоит подчеркнуть, что тут речь идет не только о мессенджерах и соцсетях, а именно об аудио- и видеокоммуникациях, которые способны сделать виртуальное общение сравнимым по эффективности с реальным, - рассказал представитель компании VideoMost.com Андрей Свириденко. - Данные Forbes говорят о том, что только 8 процентов в процессе восприятия информации играют сказанные слова, в то время как 37 процентов понимания зависит от интонации, а 55 - от мимики и жестов, которые сопровождают речь". В бизнесе действительно ценным инструментом являются современные системы видеоконференций. Они гарантируют высочайшее качество передачи голоса и четкое видео, так что все интонации и эмоции в ходе беседы будут сохранены.

Виртуальное общение способно заменить реальное, другое дело, что оно никогда его не вытеснит. "Подобные опасения очень похожи на те, что звучали в нашей стране в начале девятнадцатого века, - заметил социолог-аналитик, руководитель направления исследований компании Digital Society Laboratory Евгений Рябов. - Тогда в просвещенных кругах часто осуждали чтение французских романов, считалось, что молодые барышни таким образом уходят в себя и забывают жить. Ничего страшного, как мы помним, не случилось. Сегодня, к слову, лучшие педагоги размышляют над тем, как заставить молодежь читать больше".

Эксперты отметили, что онлайн-общение обладает рядом неоспоримых плюсов. Во-первых, это получение доступа к широкому кругу контактов и информации по всему миру, во-вторых - возможность находиться в любом месте, оставаясь на связи. И наконец, виртуально можно параллельно общаться с несколькими контактами одновременно. "Еще одной причиной востребованности интернет-общения у молодежи является низкий уровень стресса по сравнению с разговором лицом к лицу, - объяснил Евгений Моисеев. - Естественно, чрезмерное увлечение виртуальным взаимодействием может привести к негативным последствиям, к примеру, потере навыков живого общения. При этом в онлайне проще ввести собеседника в заблуждение или создать вымышленную личность, что увеличивает риск мошенничества".

В целом эксперты пришли к выводу, что нет оснований для вытеснения реального общения виртуальным. Реальное взаимодействие между людьми необходимо для человеческого развития. К тому же практически вся интернет-активность граждан основана на реальной жизни - если это публикация фотографии, то непременно фотография своего быта, своей персоны, интересного момента своей жизни, которым хочется поделиться с другими людьми. "Прогресс неумолим, особенно в настоящее время. С этим стоит примириться, поскольку противиться этому бессмысленно, - считает Роман Терехин. - Стоит извлекать плюсы из развития любых технологий, тем более Интернета".

Как у них

В США, более 30% времени пользователи смартфонов тратят на голосовые вызовы, в том числе интернет-телефонию, обмен мгновенными сообщениями, электронную почту и общение в социальных сетях. При этом пользователи из Великобритании и США совершают больше голосовых звонков, чем жители других стран мира, что обусловлено, в том числе, выгодными тарифными планами, действующими в этих странах, с безлимитным голосовым трафиком. Пользователи из Японии и Южной Кореи, напротив, отдают предпочтение переписке и активно используют приложения, разработанные в этих странах. В частности, по данным Ericsson ConsumerLab, в Японии особенной популярностью пользуются почтовые клиенты - каждый четвертый японец вообще не совершает голосовых звонков. Высокая популярность электронной почты как инструмента для переписки объясняется тем, что в стране долгое время не были стандартизированы SMS. Пользователям нравятся приложения, позволяющие общаться без слов, такие как Yo и Taptalk. Другая популярная функция - обмен стикерами внутри приложений.

error 404
Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке