Эта идея ляжет в основу закона "О регулировании земельных отношений на территории Севастополя в целях реализации инвестиционных проектов участников свободной экономической зоны". Его разрабатывает Алексей Чалый, сложивший с себя полномочия спикера Заксобрания, но сохранивший депутатский мандат.
Он предложил сделать основным критерием для участников конкурса не сумму, предлагаемую за участок, а обязательства по целевым инвестициям. Кто заявит больше капвложений и налоговых отчислений в казну, тот и получит право аренды. Первые три года арендная плата за участок будет мизерной, но затем она может резко возрасти, если земля будет простаивать.
- Предприятия, эффективно работающие по целевому назначению, аренду за землю вообще не будут платить, - объясняет Алексей Чалый. - А вот тем, кто жульничает, использует землю как-то иначе или не может организовать эффективную деятельность, придется серьезно раскошелиться или вернуть площадку. Бизнес - это риск, но регион тоже рискует, отдавая землю. Ответственность должна быть сбалансированной.
Эффективность работы предприятия будут оценивать по формуле, связывающей налоговые отчисления в бюджет с площадью занимаемого участка. Для каждой отрасли пропишут свои критерии и рассчитают базовые ставки участия в конкурсе. Например, для приборо- и машиностроения минимальный порог инвестиций составит 50 миллионов рублей на гектар, а сумма налоговых отчислений в бюджет - 15 миллионов рублей на гектар. Эти цифры вполне реальны для современных высокотехнологичных производств, считает автор законопроекта.
- Если бы сегодня мы предложили этот коэффициент приборостроительным компаниям Севастополя, большая их часть была бы вообще освобождена от арендной ставки, так как они вносят в бюджет десятки миллионов рублей. А неработающие предприятия - такие как завод "Парус" - вынуждены были бы начать заниматься делом либо вернуть землю городу.
Правительство Севастополя, со своей стороны, должно составить реестр участков и подвести к ним все необходимые коммуникации. Важным условием станет целевое использование земли, поэтому наделы сформируют согласно генплану.
- В генплане будет зонирование - здесь машиностроение, там сельское хозяйство, рекреационная зона, - говорит Чалый. - Правительство обязано эту "машиностроительную землю" разрезать на куски, подвести туда сети, выставить предложения на сайте и сказать: "Добро пожаловать на открытый конкурс".
Прописывать дополнительные регламенты работы с инвесторами не потребуется, так как все решит конкуренция. Эта система поможет Севастополю привлечь инвесторов в приоритетные для города сферы экономики и значительно пополнить бюджет. Инвестор же получит льготные условия аренды земли на основе прозрачной процедуры и сможет дополнять реестр новыми участками.
При этом Чалый допускает, что его законопроект может попасть под губернаторское вето, и готов к долгим согласованиям.
- Это очень вероятно. Когда мы его доработаем юридически, он должен получиться "чиновниконезависимым", а у нас в правительстве такие законы не любят, - ответил он на вопрос "РГ". - Но мы уже приняли закон об особо охраняемых природных территориях, преодолев вето.
Пока же значительная часть городской инфраструктуры используется неэффективно, считает Чалый. Собственники по многу лет сидят на земле и никакого производства не планируют. В другом случае строят апартаменты, которые большую часть времени пустуют и используются лишь пару месяцев в сезон. Действие закона будет распространяться на новые предприятия, а для старых нужен закон о неэффективном собственнике.
- Надо думать, как забрать у них землю. В федеральном законодательстве есть попытка в этом разобраться. В Москве та же проблема: масса бизнесменов купили предприятия и ждут, пока земля подорожает. А у города другие интересы.
Между тем депутаты ЗС Татьяна Лобач и Илья Журавлев готовят альтернативный законопроект "Об осуществлении инвестиционной деятельности на территории Севастополя".
Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей:
- Идея очень интересная, я раньше не сталкивался с таким подходом, когда арендная плата за землю ставится в прямую зависимость от эффективности ее использования, подсчитывается количество инвестиций на гектар земли. Надо изучить детали, разобраться в формулах. Если убедимся, что нет никаких подводных камней, поддержим эту идею.
Юрий Кетежев, депутат Раздольненского районного совета Республики Крым, предприниматель:
- Проект интересный, но вызывает вопросы. Например, инвестор, чтобы получить землю на торгах, заявит большие инвестиции и высокую эффективность, но по объективным причинам выполнит эти планы наполовину. Что с ним будет? За три года он что-то построит, вложит средства в оборудование. И как город вернет себе участок? Может оказаться, что будут упущены и время, и земля. А инвестор потеряет деньги. Надо продумать и доработать эти моменты.