28.03.2016 00:46

Купим коня, не вставая с дивана

Онлайн продажи грузовиков пока под вопросом
Значение онлайн-сервисов при покупке автомобиля трудно переоценить. С персонального компьютера, планшета или смартфона мы выбираем необходимую марку, модель, цвет, комплектацию, сравниваем стоимость "ласточки" у разных дилеров, нередко даже бронируем выбранное авто.
 Фото: РИА Новости Технологии позволяют купить автомобиль онлайн, но будет ли услуга востребована, покажет время. Фото: РИА Новости
Технологии позволяют купить автомобиль онлайн, но будет ли услуга востребована, покажет время. Фото: РИА Новости

По данным АА "Автостат", онлайн сервисами при покупке машины пользуется более 80 процентов автолюбителей. Самый низкий показатель "интернетизации" приобретения наблюдается на Дальнем Востоке - 80,4 процента, самый высокий - на Северо-Западе: 94,3 процента. Но тем не менее финал покупки происходит традиционно, "в живую": в автосалоне при личном присутствии и оплате наличными или банковской картой в кассе дилерского центра.

А можно ли куплю-продажу автомобиля полностью перевести в виртуальность?

В январе этого года аналитики "Автостата" провели интернет-опрос 500 автовладельцев, и более 80 процентов из них заявили, что им была бы интересна покупка авто целиком онлайн, вплоть до доставки авто к подъезду, а ключей - к квартире будущего владельца. При этом, как сообщила руководитель отдела маркетинга "Автостата" Татьяна Малыгина, наибольшим доверием при такой покупке будет пользоваться официальный сайт дистрибьютора, а вот к виртуальным магазинам и классифайдерам народ относится скептически (см. диаграмму).

ТЕКСТ. Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Ирина Фурсова АВТОР

Среди безусловных плюсов такой формы покупки респонденты отметили отсутствие дилерской накрутки, свободу от навязчивого сервиса продавцов, доставку авто от двери до двери, возможность выбрать нужную марку, даже если официальный дилер бренда не дислоцируется в твоем регионе и т.д. Желательный размер скидки при покупке авто в виртуальном магазине, сообщили опрошенные, должна составлять не менее 14 процентов.

"Компания РОЛЬФ уже активно работает над тем, чтобы активнее использовать интернет как канал продаж, - сообщила "РГ" директор дилерского центра Mazda РОЛЬФ Химки Юлия Дытченкова. - Так, в марте этого года запущен онлайн-аукцион по продаже автомобилей с пробегом подразделения Blue Fish. Здесь участники торгов могут выбрать автомобиль и предложить за него цену, которую они считают справедливой. Все представленные автомобили прошли техническую диагностику, юридическая чистота сделки гарантирована. В ближайшее время в авторитейле произойдут тектонические сдвиги. Работа с сегментом автомобилей с пробегом становится одним из ключевых направлений деятельности автодилеров. Использование онлайн-каналов поможет в реализации этой задачи".

Насколько полностью онлайн-покупка авто сможет состояться в будущем, покажет время. Хотя определенная доля сомнений у автолюбителей здесь присутствует, и она оправдана. Все же приобретение авто - инвестиция долгосрочная и дорогостоящая. Большинство покупателей берут машину не на год и не на два. И перед тем, как сделать такой шаг, "ласточку" желательно проверить, "пощупать", в идеале - пройти тест-драйв. Ведь слишком велика вероятность, что машина окажется "не твоей"!

Как нет на свете двух одинаковых людей, так и нет двух полностью идентичных автомобилей. Даже среди линейки машин одной марки, модели и комплектации каждая будет иметь свою "изюминку" и, возможно, свой недостаток, например, тугие тормоза или чересчур жесткое сцепление...

Что уж в этом случае говорить про коммерческий сегмент, некоторые представители которого стоят в разы дороже, чем среднестатистическая бюджетная легковушка?

"Сегодня мы предлагаем клиентам достаточно широкий спектр онлайн возможностей. На сайте компании они могут сконфигурировать желаемый автомобиль, прочесть о доступных пакетах опций и после этого отправить сконфигурированный автомобиль ближайшему к себе дилеру, - рассказывает вице-президент по малотоннажным автомобилям "Мерседес-Бенц РУС" Сорен Хезе. - Однако будем реалистами - личное общение с дилером и продавцом-консультантом очень важны при принятии финального решения. Многие клиенты ищут индивидуальные решения для своего бизнеса, другие хотят пройти тест-драйв. Если владелец корпоративного парка заинтересован в покупке малотоннажного автомобиля, дилер знает, насколько ценна каждая минута его времени. Поэтому продавец-консультант может подъехать к нему в офис и детально рассказать о возможностях покупки и дальнейшего обслуживания автомобилей. Ни один онлайн-сервис на такое не способен".

"Предполагаю, что эти 80 процентов сторонников онлайн-продаж автомобилей - в основном покупатели легковушек, - уверен гендиректор "ДАФ Тракс Рус" Ари Хeндрикс. - В грузовом сегменте клиенты хотят видеть и чувствовать автомобиль, который они покупают, и очень часто желают, чтобы он был создан специально для их потребностей. Грузовой автомобиль предназначен для получения максимальной прибыли, поэтому я думаю, что онлайн-покупка грузовой техники не будет столько популярной, как в легковом сегменте пассажирских автомобилей. Хотя возможны и исключения".

14 процентов составляет желаемый средний размер скидки при покупке авто в онлайн-магазине

"Продажу коммерческих автомобилей онлайн представить довольно сложно. Вряд ли покупатель, готовый вложить в приобретение такого автомобиля не один миллион рублей, тем самым делая долгосрочные инвестиции в свой бизнес, решится осуществить покупку техники на сайте, не проверив ее технические характеристики и не оценив все ее преимущества самостоятельно, - соглашается с коллегий коммерческий директор "Скания-Русь" Сергей Яворский. - Кроме того, в большинстве случаев для принятия решения о покупке коммерческой техники требуется многоэтапный процесс переговоров, консультаций специалистов дилерских центров, в рамках которых формируется индивидуальное предложение под конкретные нужды конкретного заказчика, включая индивидуальный сервисный пакет, дополнительное оборудование и настройки. В противном случае чрезвычайно велика вероятность того, что приобретенная онлайн техника просто не подойдет заказчику, что, в свою очередь, чревато серьезными юридическими рисками. И потом некоторым клиентам требуется расширенное сервисное сопровождение, например, организация сервисного обслуживания на месторождении для клиентов в горнодобывающей отрасли. В отличие от легкового сегмента, стоимость коммерческой техники высока, и технические составляющие каждой единицы оказывают огромное влияние на успех бизнеса клиентов. Каждая техническая характеристика должна идеально соответствовать задаче и будущим условиям эксплуатации. И основная задача автопроизводителя или его дилера - не просто продажа единицы техники, а долгосрочное партнерство и поддержка клиентов, комплексный подход. А такое возможно только при личном контакте, тщательном подборе, а затем качественном обслуживании".

Не особо оптимистично отнеслись к такой идее и представители перевозочного братства. "Теоретически купить-продать грузовик по Интернету, конечно, возможно. Но предварительно все равно необходимо провести технический осмотр автомобиля. В противном случае можно получить много проблем в самом начале его эксплуатации", - заявил "РГ" директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.

Собственно, и в компании-инициаторе идеи онлайн-сделок с автомобилями не особо рассчитывают на ее успех в коммерческом сегменте. "На онлайн-продажи коммерческой техники, в отличие от легковых автомобилей, вряд ли стоит рассчитывать. Коммерческая техника очень часто приобретается на других условиях, как правило, в лизинг. Ее покупателями в основном являются юридические лица, к тому же она и стоит намного дороже", - подвел итог виртуальной дискуссии о виртуальных сделках ведущий аналитик агентства "Автостат" Алексей Муханов.