Фестиваль открылся "Реквиемом", произведением символическим, "вечным", и прозвучал он в таком составе, какой сегодня можно услышать только где-нибудь в Зальцбурге: Альбина Шагимуратова, Даниэла Барчелона, Рамон Варгас, Ильдебрандо Д Арканджело...
Ольга Ростропович: Мне очень хотелось, чтобы на 90-летие мамы прозвучал именно "Реквием". В год ее ухода мы исполняли "Реквием" Верди, на этот раз звучал "Реквием" Моцарта. Я пригласила итальянского дирижера Массимо Дзанетти, которого слышала в "Ла Скала", - замечательный музыкант, который никогда не выступал в России, и мне хотелось открыть его для нашей публики.
Из Италии на фестиваль приедет знаменитый оркестр Maggio Musicale Fiorentino с Зубином Метой, приедут и крупнейшие европейские оркестры: Лондонский филармонический, Радио Франс. Как вам удается сохранять этот элитный исполнительский уровень фестиваля?
Ольга Ростропович: Это для меня бескомпромиссная данность: если делать фестиваль с именами Ростроповича и Вишневской, то все должно быть на высочайшем уровне. Как мне всегда говорила мама: Оля, делай, как положено или не делай вообще. Ведь люди с такой любовью приходили слушать их концерты: это было всегда эмоциональным событием, после которого ощущаешь какой-то ветер вдохновения. Я помню, как девочкой слушала эти концерты, помню, что происходило тогда со мной, с моим внутренним миром. И сегодня хотелось бы, чтобы такая же атмосфера была на нашем фестивале, чтобы публика могла услышать у нас то, что ей вряд ли удастся услышать в Москве.
Однако такие проекты требуют огромных затрат. Появился ли у фестиваля круг спонсоров?
Ольга Ростропович: Нет, не появился. Нам помогает правительство Москвы, за что мы им очень благодарны. Но не секрет, что финансирование сегодня сокращается, но мы при этом получаем в рублях, а платим музыкантам в евро. К тому же мы приглашаем музыкантов на хороших условиях: платим гонорары, селим в хороших отелях. Нам важно, чтобы они говорил, что у нас блестяще все организовано, какие залы, какая замечательная страна, какие гостеприимные люди. И кризис, конечно, повлиял на наши планы. Пришлось отказаться от одного из концертов Лондонского филармонического оркестра.
В этом году концерты фестиваля пройдут в других городах, связанных с именем Галины Вишневской, - в Петербурге, в Кронштадте.
Ольга Ростропович: Да, в Петербург фестиваль Ростроповича приезжал уже не раз. В этом году к Питеру присоединился еще и Кронштадт. Здесь фестивальная эстафета перейдет к солистам Центра оперного пения. Невозможно было не включить в афишу фестиваля ее учеников, певцов из Центра оперного пения, который она создавала в 2002 году и который был смыслом ее жизни. И мы все, солисты и оркестр Центра, едем в Кронштадт - в город, где она девочкой начала заниматься музыкой, где она пережила страшные годы блокады, тушила зажигательные бомбы с такими же девочками из войск ПВО. Мама - почетный гражданин Кронштадта, и она часто приезжала сюда со своими учениками. Мы продолжаем эту традицию.
Что вы еще планируете представить в год 90-летия Галины Вишневской?
Ольга Ростропович: У нас будет конкурс оперных певцов Галины Вишневской, который проводится каждые два года. И в этом году мы учреждаем Оперный фестиваль имени Галины Вишневской, который пройдет в Сочи. 25 октября, в день рождения мамы, в Большом театре откроется замечательная выставка, посвященная ее творчеству, а 8 ноября планируется концерт с участием мировых звезд на Исторической сцене Большого театра.
Что представляет собой новый Оперный фестиваль Сочи?
Ольга Ростропович: Мы решили учредить Оперный фестиваль Галины Вишневской потому, что в такой огромной музыкальной стране, как Россия, до сих пор нет оперного фестиваля, как, скажем, в Европе - в Зальцбурге, в Байройте. Для создания такого рода фестиваля мы выбрали Сочи - прекрасный город с замечательными климатическими условиями, изумительной природой, где есть вся инфраструктура для того, чтобы фестиваль вызвал интерес в мире. Первый Оперный фестиваль мы планируем провести здесь в сентябре и представить в афише лучшие постановки Центра оперного пения имени Галины Вишневской - "Иоланту" и "Риголетто". В спектаклях вместе с молодыми певцами выступят приглашенные солисты с мировыми именами.
Вы открываете Оперный фестиваль в юбилейный год Галины Вишневской. А что готовил к юбилеям Галины Павловны Ростропович? Как поздравлял?
Ольга Ростропович: Об этом можно книги писать. Он готовился к этому заранее, и у него все приобретало невероятно романтические формы. Маму он не то что баловал: он просто единожды поставил ее на пьедестал, и с тех пор она с него не сходила. Мама для него была воплощением красоты, его идеал в настоящем смысле этого слова. Им всю жизнь было друг с другом интересно. Они каждый день разговаривали часами, хотя бы по телефону. И оба они прекрасно знали, чтобы ни случилось, они друг у друга - тыл на всю жизнь. Чтобы ни произошло, это самый близкий, самый родной твой человек, твоя стена. А это важно в жизни знать, что у тебя есть такой человек, который тебя не обманет. Это и есть любовь. Любовь в идеальном смысле этого слова.
Справка "РГ"
Фестиваль Мстислава Ростроповича продлится до 5 апреля.
29 марта - Большой зал Консерватории. Сольный концерт Люки Дебарга (Франция).
30 марта - Концертный зал Чайковского. "Аида" Дж. Верди. Симфонический оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты.
2 апреля - Большой зал консерватории. Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского. Борис Бровцын (скрипка).
3 апреля - Кронштадт. Дворец молодежи. Концерт солистов Центра оперного пения имени Галины Вишневской.
4 апреля - Санкт-Петербург. Эрмитажный театр. "Паяцы" Р. Леонкавалло. Постановка Центра оперного пения имени Галины Вишневской.
5 апреля - Большой зал консерватории. Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга.